«Ждем очередную волну подорожания». Что будет c ценами на бензин в России

На фоне стремительного роста цен на топливо в России было принято решение ввести временное ограничение на экспорт бензина и дизеля: соответствующее постановление было принято 21 сентября 2023 года. В правительстве объяснили, что такие меры необходимы для стабилизации внутреннего рынка. После этого биржевые цены на бензин упали на 10-11%, а дизель подешевел почти на 15%. Однако в конце сентября цены на топливо снова повысились.

Так, средние потребительские цены на бензин за период с 19 по 25 сентября выросли на 27 коп. — до 55,92 руб. за литр. Стоимость дизельного топлива повысилась на 1 руб. 3 коп. — до 64,99 руб. за литр. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (по итогам торгов в четверг, 28 сентября), цена бензина АИ-92 выросла за день на 0,53%, до 57,951 тыс. рублей за тонну, бензина АИ-95 — на 0,63%, до 60,393 тыс. руб. за тонну.

Как отреагировал Путин

Тема цен на бензин была затронута в ходе встречи президента России Владимира Путина с кабинетом министров. Глава государства призвал собравшихся обратить внимание на рост стоимости топлива и нормализовать ситуацию с ценами в ближайшее время. Для этого президент посоветовал плотнее работать с нефтяными компаниями, чтобы те ощущали свою ответственность за происходящее.

«Мы понимали, что будет дальше, это же не в первый раз. Цены растут, значит, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительством, должны другую делать работу, согласованную, конечно, с компаниями, но задачи-то другие», — заявил Путин.

Также глава государства на встрече с кабмином привел данные Международной биржи в Санкт-Петербурге. Согласно им, стоимость одного литра бензина АИ-92 выросла на 8 рублей.

«Мы первые 21 числа ввели запрет на экспорт бензина и дизеля. Вроде как снижение наблюдается на бирже, да? А вот за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 (стоил) 51,6 рубля. До 21-го было 49,7, то есть цена-то растет в рознице. Меры приняты, а цены растут», — резюмировал президент.


Фото: Kremlin Pool / Global Look Press

21 сентября правительство России ввело временные ограничения на экспорт бензина и дизельного топлива. Такие меры были приняты для стабилизации внутреннего рынка. В Минэнерго уточнили, что из-за таких ограничений следует ожидать увеличение предложения моторного топлива на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, может привести к дополнительному снижению цен. Запрет пока введен бессрочно, срок его действия будет зависеть от насыщения рынка и результатов этой меры

Что говорят в правительстве

После выступления главы государства вице-премьер Александр Новак на совещании с членами правительства заявил, что после введения запрета на экспорт дизельного топлива и бензина на рынке наблюдается снижение оптовых и биржевых цен. По словам чиновника, за неделю стоимость снизились на 20% по бензину и на 16% по дизелю.

«Текущие уровни цен отражают реальную конъюнктуру», — заявил Новак (цитата по ТАСС).

В свою очередь, Минэнерго и Минфина предлагают ввести заградительную пошлину на экспорт всех видов нефтепродуктов в$250 на тонну для стабилизации ситуации на российском топливном рынке. В сентябре ставка на вывоз светлых нефтепродуктов составляет $6,4 за тонну. При этом нефтяники, осуществляющие поставки на внутренний рынок, получат компенсацию этой пошлины через обратный акциз на нефть.

Почему растут цены на бензин

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что оптовые цены на топливо вновь начали свой рост из-за ожидания отмены введенного эмбарго. Как объяснил эксперт, изначально стоимость очень сильно просела, а теперь происходит коррекция на биржевом рынке.

«Это тот уровень при нынешнем балансе спроса и предложения, который можно считать нормальным. В том числе и с точки зрения маржинальности», — рассуждает Баженов.

Что касается розничных цен на топливо, то по мнению эксперта, тут происходит «отложенная реакция» на изменения оптовой стоимости.

«Дело в том, что розница обычно реагирует на рост оптовых цен не сразу, а постепенно», — рассказал Баженов.

Когда прекратится рост цен

По прогнозу Новака, вслед за снижением цен на топливо на бирже, такие же тенденции будут отмечаться и в рознице. Причем в первую очередь, как объяснил чиновник, это коснется независимых АЗС. Он заметил, что на таких заправках, рост цен в течение года близок к уровню инфляции. При этом повышенные цены, по его мнению, наблюдаются главным образом на независимых АЗС.

По словам Арского, такие скачки цен на топливо происходят 1-2 раза в три года. Он подчеркнул, что все это заканчивается это реакцией президента и вводом специальных мер. Например, повышением экспортных пошлин.

«В ближайшее время стоимость топлива будет стабилизирована» — подчеркнул Арский.

В свою очередь Антон Шапарин не верит в скорейшее снижение цен на топливо. По его слова, скоро можно будет ожидать так называемое «затоваривание» топлива.

«Следовательно мы увидим падение прорабатывания нефтепродуктов, а также снижение выработки бензина. Все это приведет к очередному росту цен на бензин. Поэтому за счет запрета на экспорт сколько не будь серьезно повлиять на цены на топливо, максимум это временная затычка в этом вопросе.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press


Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

Он добавил, что требования президента на совещании кабмина абсолютно понятны и обосновано. Однако, как правительство собирается обязать нефтяников выбрасывать на рынок дополнительные объемы топлива и снижать цены пока непонятно.

По мнению Баженова, дальнейшая ценовая политика на российских АЗС будет полностью завесить от того, как на последние изменения отреагирует регуляторы. В частности на ситуация кардинальным образом может повлиять ввод заградительных пошли.

«Совершенно очевидно, что у властей имеется некая стратегия в нынешней ситуации. Однако как все это будет реализовано на практике, пока что большой вопрос», — заключил он.

«На трафик влияет и интенсивная поставка военных грузов в зону СВО. В результате увеличиваются сроки поставки бензина на нефтебазы. Кроме того, серьезной проблемой является «серый» экспорт. В результате резкого роста курса доллара производителям выгодно продавать топливо за границу, а не на местный рынок», — сказал эксперт.

Он отметил, что недобросовестные участники скупают топливо в России и вывозят его за рубеж.

«Росту объемов экспорта способствует сокращение государственных субсидий, предоставляемых в рамках демпферной системы. В соответствии с новым законом с сентября 2023 года соответствующие компенсационные выплаты уменьшаются на 50% вплоть до 2026 года», — сказал эксперт.

Еще одной причиной повышения цен на топливо, по словам Тузова, является сезонный фактор. Он напомнил, что в России выросла популярность автотуризма из-за ограничения на выезд в европейские страны и закрытия аэропортов на юге страны. Не нужно забывать и о росте объемов сезонных сельскохозяйственных работ, для которых требуется дизельное топливо.

По его прогнозу, цены на топливо могут начать снижаться ближе к концу осени. Так, в конце октября завершатся сельскохозяйственные работы. Временно остановленные НПЗ начнут работать на полную мощность, а интенсивность автотуризма пойдет на спад.

«Введение экспортных ограничений, запуск системы лицензирования и повышение пошлин создадут условия для плавного снижение цены на бензин.Вместе с этим не нужно забывать об изменении механизма субсидирования нефтяников и риске дальнейшего роста курса доллара по отношению к рублю», — считает эксперт.

Как заключит Тузов, в ближайшей перспективе стоимость топлива снизится незначительно.

Оптовые цены на бензин опустились вниз. Но что будет с розничными

Цена топлива на бирже обновила рекорд. Сколько будет стоить бензин на АЗС

В России потребовали провести массовые проверки всех АЗС. Что случилось

Нефть резко подешевела, а бензин — нет. Почему так происходит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *