В России вернут штрафы за среднюю скорость. Как это будет работать

С 1 апреля 2024 года в ПДД должно появиться требование к водителям соблюдать среднюю скорость. То есть автомобилистам официально запретят ездить быстрее установленного лимита скорости не просто там, где отрезки контролируют дорожные камеры, но и на всем протяжении пути.

Что изменят для возврата нормы о средней скорости?

Перед тем как прописывать размер штрафов в КоАП, Минтранс России предложил определить в ПДД сам термин «средняя скорость движения транспортного средства» и обязанность не превышать ее.

Согласно опубликованному проекту поправок, определение средней скорости движения транспортного средства в ПДД будет звучать как «значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка».

Кроме того, в соответствии с поправками, в пункте 10.1. правил фраза «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения» будет дополнена словами «в том числе средней».

Следующим шагом должны стать изменения в ФЗ № 257«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», где дополнительно пропишут правила контроля средней скорости. И далее будет разработан пакет для технической стандартизации с установленными требованиями к применению фотовидеофиксации.


Фото: ГК «Автодор»

Почему за среднюю скорость перестали штрафовать?

Автомобилисты в России получали штрафы за среднюю скорость с 2013 по 2021 год. Превышение фиксировали на отдельных подконтрольных камерам участках протяженностью несколько километров. Штрафовали согласно нормам о «мгновенных» превышениях: к примеру, на 500 руб. за превышение на 20–40 км/ч, на 40–60 км/ч — на 1 тыс. руб. и так далее. В 2019 году Верховный суд указал, что в подобных постановлениях должно быть указано время и точное место совершения нарушения.

Согласно материалам дела, поводом для разбирательства стало обращение жителя Смоленской области Николая Баусова. 17 августа 2018 года он ехал на своем Volkswagen Tiguan по трассе М-1. Между городами Сафоново и Вязьма скорость замерили между двумя камерами типа «Бумеранг»: система вычислила превышение на 25 км/ч (115 км/ч вместо положенных 90 км/ч). ГИБДД вынесла постановление, указав местом совершения правонарушения участок дороги протяженностью более 70 км. Баусов пожаловался на необоснованность решения сначала в Вяземский районный суд Смоленской области, затем в Смоленский областной суд, но отменить штраф не смог. В 2019 году водитель обратился в ВС, который встал на его сторону. В итоге в 2021 году в ГИБДД перестали оформлять постановления.

Изменения в КоАП должны были быть готовы до 20 сентября 2021 года, но в опубликованном проекте КоАП эта норма так и не появилась.

Какими будут штрафы за среднюю скорость?

Фото: ГК «Автодор»


Фото: ГК «Автодор»

Помогут ли изменения учесть позицию ВС и МВД России?

Официальная позиция МВД России с 2021 года не менялась: там считают, что до устранения «правовых пробелов» возвращать наказание за среднюю скорость нельзя. При обсуждении изменений в ПДД там недавно заявили, что вопрос о подсудности они не решают: контролируемый камерами участок может находиться на территории нескольких субъектов.

Однако в Ассоциации производителей и операторов дорожных камер «Око» считают, что определять территориальную подсудность нарушения нужно по месту нахождения второго комплекса фотовидеофиксации, то есть там, где заканчивается контролируемый участок дороги, «поскольку именно второй комплекс и устанавливает факт превышения скорости». В свою очередь, в Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) поддержали проект Минтранса при условии, что в КоАП будет закреплено, понятие места и времени совершения правонарушения.

Придется ли менять работу дорожных камер и перенастраивать их?

До заморозки технологию измерения средней скорости применяли в Москве и Подмосковье, Самарской, Смоленской, Воронежской и ряде других областей, а также в Татарстане. К примеру, как рассказали в «Око», в Московской области с 2019 по 2021 год функционировало 174 участка средней скорости общей протяженностью 588,2 км.

«При этом комплекс, расположенный в конце участка, вычисляет скорость, с которой автомобиль его преодолел. В комплексах фотовидеофиксации, которые фиксируют так называемую «мгновенную» скорость, измерения происходят точно так же. В целом если мы измеряем скорость транспортного средства на участке дороги, то его скорость всегда будет «средней», а вот «мгновенной» скорости не бывает, поскольку скорость — величина динамическая, измеряемая исключительно на отрезке пути, который, согласно формуле, и делится на время, потребовавшееся автомобилю на преодоление этого расстояния», — пояснили специалисты из «Око».

В России вернут штрафы за среднюю скорость. Как это будет работать

Зачем вообще нужен контроль средней скорости?

Как объяснили в «Око», такой вид контроля позволяет гармонизировать скорость потока и нивелировать «эффект кенгуру»: когда водители сбрасывают скорость непосредственно перед камерой и разгоняются после нее.

Также там считают, что контроль средней скорости помогает бороться с «мигрирующими» аварийно опасными участками. «Их невозможно закрыть с помощью установки камер на «мгновенную» скорость, так как после установки камеры они не исчезают, а перемещаются на несколько сотен метров от камеры. В случае применения средней скорости весь аварийно-опасный участок находится под контролем», — отметили в «Око».

В случае если обгон происходит в зоне контроля средней скорости, а сама зона контроля значительно длиннее зоны обгона, водитель в процессе обгона может кратковременно и безопасно превысить «моментальную» скорость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *