Польским фурам хотят запретить ездить по России. Это ударит по авторынку

Въезд разрешат, но не передвижение

Авторы обращения не запрещают фурам с польскими номерами въезжать в Россию, но настаивают, чтобы их маршрут заканчивался у ближайшего таможенного терминала. Там предполагается либо замена седельного тягача на российский, либо перегрузка товара в российскую фуру.

Еще один запрет касается возможности заправки топливом на территории России для польских грузовиков — очевидно по пути от границы до таможенного терминала. По данным Российского топливного союза, дизельное горючие (а тяжелые грузовики используют почти исключительно его) в Росcии сейчас стоит 57 руб. 71 коп. за литр. Для сравнения, по данным сервиса Global Petrol Prices, в самой Польше дизельное топливо в пересчете на российские деньги сейчас стоит вдвое дороже — 118 руб.

По идее депутатов, запрещать продажу топлива не требуется, но его стоимость для польских дальнобойщиков должна быть приравнена к европейским ценам.

Что поляки возили в Россию

До недавнего времени большегрузные грузовики с полуприцепами и польскими номерами в России встречались достаточно часто. Однако с начала 2022 года их количество стало сокращаться. Причина в санкциях Евросоюза в отношении России и ответных контрсанкциях.


Фото: Carlos Castro / Keystone Press Agency / Global Look Press

Пятый пакет санкций в отношении России в ЕС приняли еще в апреле 2022 года. Он в частности запрещал российским и белорусским автомобильным компаниям возить грузы по территории Евросоюза.

По его словам, польские и литовские фирмы осуществляют основной объем перевозок из Европы, третье место с отставанием остается за Латвией.

Под видом польских дальнобойщиков ездят белорусские компании

После запрета российским и белорусским автоперевозчикам ездить в Европу, в Польше стали массово открываться новые местные компании с белорусским капиталом, уверяет Коваль. По его данным, только за 2022 год в Польше было выдано более 10 тыс. новых лицензий на грузоперевозки, что стало рекордом и в 2,5 раза превысило показания 2021 года.

Однако значительная доля этих лицензий выдана фирмам с белорусским, реже с российским капиталом, уверен Коваль. Это позволяет белорусским перевозчикам обойти запрет на работу в Евросоюзе, так как формально они работают на польскую компанию.


Фото: Carlos Castro / Keystone Press Agency / Global Look Press

Только за 2022 год в Польше было выдано 36 649 свидетельств водителя, так называемых «розовых бумажек» для белорусских грузоперевозчиков, утверждает Коваль. Это больше, чем 20 тыс. польских дальнобойщиков, упомянутых Володиным.

«Поляки» возят в том числе автомобили и автозапчасти

Формально это запрещено санкциями, именно поэтому источники просили не называть своих имен, опасаясь за свой бизнес. По их словам, сейчас это один из эффективных каналов поставок по параллельному импорту в первую очередь именно запчастей, наряду с ввозом через Турцию, Иран и Китай.

Другой собеседник, который также предпочел остаться не упомянутым, подтверждает данные опасения. «Мы возим машины как раз из Китая через Казахстан в Россию, но видим, что конкуренты пользуются услугами белорусских фирм, в том числе работающих через Польшу. Это достаточно развитый канал поставок машин и запчастей по параллельному импорту», — сказал он.

От запрета выиграют не российские, а литовские дальнобойщики

Маршрут через Польшу не уникален, отмечает Коваль. Примерно также товары в Россию завозят компании из Прибалтики, в первую очередь из Литвы. И в случае санкций в отношении их польских конкурентов они только выиграют.


Фото: Shutterstock

При этом в идею перегрузки товара на границе эксперт не верит.

«Среди исключений из контрсанкционного списка, то есть товаров, которые польские дальнобойщики могут легально ввозить в Россию, большую долю занимают грузы, которые перегрузить или перецепить к другому тягачу просто невозможно. Это в первую очередь негабариты и скоропортящиеся продукты», — отмечает эксперт.

По его мнению, логистически будет проще сменить польские транспортные компании на прибалтийские, чтобы въехав в Россию они довозили грузы до конечного пункта. Пострадают от этого как раз белорусские бизнесмены, зарегистрированные в Польше. Впрочем, эксперт предположил, что последние найдут способ въезжать из Польши в Белоруссию на польских фурах, а выезжать из страны в Россию уже на белорусских или российских, тем самым решив проблему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *