Покупка машины пока выглядит непривлекательно. Но продажи выросли на 70%

Сразу на 70,6% выросли продажи новых автомобилей в России в апреле 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Такие выводы представили в Комитета автопроизводителей АЕБ. По данным аналитиков, официальны продажи легковых и легких коммерческих автомобилей непосредственно импортерами составили 54 270 единиц. Это на 22 464 штуки больше, чем в апреле 2022 года. Таким образом, речь идет о продажах без учета ввезенных автомобилей дилерами по параллельному импорту.

Кроме того, статистика не включает данных о продажах одного из лидеров рынка в России — концерна Chery, в который также выходит еще два суббренда — Exeed и Omoda. Также не учтены данные о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus, в связи с решением штаб-квартир брендов делиться этими данными ежеквартально. Тоже самое касается и бренда Evolute, который предоставляет данные на квартальной основе.

С учетом этих данных лидерами по продажам в России стали производители Lada, Haval, Geely, ГАЗ и УАЗ. Lada продала в апреле 27 635 автомобиле (+225), Haval — 7 352 (+805%), Geely 6 113 (+1312%), ГАЗ 4 012 (112%), УАЗ 2357 (+45%).

В топ-10 самых популярных моделей при этом вошли: Lada Granta, Lada Niva, Haval Jolion, Geely Coolray, Haval F7X, Haval F7, Geely Tugella, Changan CS35PLUS, Haval Dargo, Geely Atlas Pro.

Нулевые продажи у бывших лидеров

В апреле 2023 года на российском рынке сразу 16 автомобильных брендов отчитались о нулевых продажах. С такими результатами апрель закончили популярные до 2022 года в России Renault, Nissan, Land Rover и Mitsubishi, которые остановили продажи на российском рынке. Кроме того, не продали ни одного автомобиля Brilliance, Cadillac, Chevrolet, DFM, Foton, Hino, Infiniti, Jaguar, Lifan, Porsche, Volvo и Zotye. 

Рост на фоне прошлогоднего падения

При этом сами цифры продаж не так высоки по сравнению с предыдущими годами. К примеру, в апреле 2021 года в России продажи на авторынке прибавили сразу 290,4%: продажи составили 151 964 автомобиля. Тогда эти цифры были связаны с эффектом низкой базы и «черным апрелем» 2020 года, когда производство автомобилей было остановлено из-за пандемии.

<p>Lada Granta</p>

Lada Granta
(Фото: Lada)

«Год назад в 2022 году уже наблюдалось значительно снижение предложений, производство автомобилей на большинстве заводов в России также уже остановилось. Поэтому в ближайшее время мы будем видеть на рынке рост, поскольку сравнивать показатели будем с теми месяцами, когда выпуск автомобилей в России упал в несколько раз. По моей оценке, по итогам года рост составит 25-35%», — считает Беспалов.


Фото: Shutterstock

Он также обратил внимание на то, что пока цифры от комитета АЕБ недостаточно репрезентативны: некоторые автокомпании предоставляют только квартальные данные о продажах, а некоторые вовсе не участвуют в статистике. Например, Chery и «Москвич». Кроме того, статистика не отражает продажи по параллельному импорту.

<p>Lada Niva</p>

Lada Niva
(Фото: Lada)

«Тем не менее, по этой статистике, мы сможем увидеть про итогам 2023 года продажи на уровне 860 тыс. автомобилей. Если говорить про структуру, то примерно 50% придется на российские марки, около 40% на китайские бренды и около 10% займет параллельный импорт», — сказал Беспалов.

Покупка автомобиля по текущим ценам остается непривлекательной

По оценкам аналитика, на емкость авторынка рынка составляет около 1,5 млн единиц. При этом в России до сих пор наблюдается дефицит предложения, при этом цены остаются высокими.

«Все эти обстоятельства сказываются на объемах покупки автомобилей: с одной стороны их просто нет. Так, есть провал в предложении по среднему ценовому сегменте в районе 1-2 млн руб. Если в этой нише начнут появляться предложения, это будет способствовать и росту продаж. Сейчас объявлено о старте производства в разных моделей в Санкт-Петербурге, в Калининграде, сообщается о планах начать поставки иранских автомобилей. Если все это сработает, то картина с предложением на рынке будет улучшаться. Пока же покупка нового автомобиля и владение им для простого покупателя по цене выглядит непривлекательно», — считает аналитик.

По его оценкам, автомобили в России пока будет покупать только те водители, кому машина просто необходима, а также различные транспортные компании от такси и каршеринга до транспортных организаций, связанных с коммерческими перевозками и доставкой. Что касается автокредитов, то, как считает Беспалов, этим инструмент будет востребован также только среди тех клиентов, кому автомобили необходимы для работы или постоянных передвижений. При этом, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в марте 2023 г. количество выданных автокредитов по сравнению с февралем 2023 г. выросло на 18% до 62 тыс. (февраль 2023 г. — 52,7 тыс. выданных автокредитов).


Фото: Shutterstock

«Я считаю, что пока рынок выглядит таким образом, что для значительной части покупателей, у которых, тем более, нет на этот шаг достаточных средств, покупка автомобиля большого смысла не имеет», — отметил аналитик.

Кроме того, он указал, что пока в России действует только ограниченный набор госпрограмм по льготному автокредитованию, который доступен только некоторым категориям льготников. Как отметил Беспалов, в целом такая поддержка сейчас имеет смысл только для предприятий, которым регулярно необходимо обновлять автопарк, а по текущим ценам такой возможности у них нет.

«Пока стимулирование массового спроса не имеет смысла, потому как на рынке дефицит предложений и повышением спроса проблему нехватки машин не решить. При этом у нас пока не так много локализованных моделей, на приобретение которых есть смысл давать дополнительную поддержку», — считает эксперт.

Доступные же средства аналитик приложил направить на развитие компетенций отечественных производителей и углубление локализации.

В свою очередь, Андрей Томышев, партнер и руководитель направления по оказанию услуг стратегии и сделок предприятиям промышленного производства, автомобилестроения и транспорта Группы компаний Б1 отметил, что группа Chery в совокупности продала в апреле в России около 15 тыс. автомобилей. Он считает, что дальнейшее наращивание производства российскими марками, а также наладка крупноузловой сборки на базе ушедших брендов и расширение присутствия китайских марок будет поддерживать продажи на российском рынке.