ОСАГО заработает по-новому с 15 июля. Что нужно знать каждому водителю

Зачем нужно электронное урегулирование по ОСАГО

Как рассказала в своем выступлении советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Татьяна Майорова, служба еженедельно получает до 1 тыс. жалоб на страховые компании. Большая часть из них приходится на вопросы, связанные с начисленным им КБМ (показателя безаварийного вождения). А вторым по значимости направлением стала проблема урегулирования убытков после ДТП.

В Центробанке привели примеры наиболее популярных жалоб от водителей. Cогласно обращениям, страховые отказывают автомобилистам предоставлять им данные о ремонте по ОСАГО и потерпевшим непонятно, как принимать машину после починке. Также страховщики иногда отказываются предоставлять акты о проделанных работах.

«В итоге из представленных документов непонятно, какие детали подлежат замене, а какие — ремонту», — рассказала Майорова.

По ее словам, в ЦБ накопились уже тысячи обращений с такими формулировками.


Фото: Shutterstock

Как объяснила Майорова, после запуска системы, все документы по обращению будут храниться в отдельной электронной папке, в которой будут сохранены все даты, связанные с событиями по урегулированию убытка. Такая схема, по ее словам, повысит скорость обмена информацией со страховщиками.

«Люди месяцами ждут ответов, ведется переписка, а возмещения по ОСАГО так и нет», — отметила она.

Как будет работать схема

Сначала нововведение реализуют на платформе Госуслуг. Все документы будут храниться в личном кабинете заявителя на едином портале. Через него можно будет написать обращение после ДТП, выбрать нужную страховую компанию и вести с ней коммуникацию в электронном формате. Чтобы документ был юридически значимым, подписывать его нужно будет усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП) с помощью приложении Госключ. Использовать более простую схему, как хотели в Центробанке, на получилось из-за позиции ФСБ.

Обмен документов будет проходить через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) напрямую минуя РСА, и приходить непосредственно в ответственные страховые компании. Система электронного урегулирования ОСАГО предусматривает в том числе осмотр транспортных средств с помощью фото-видео материалов и заключение окончательного соглашения между страховщиком и заявителем в электронном виде.

Таким образом, как рассказал представитель ЦБ, новая схема повысит прозрачность общения страховых с автомобилистами и жалоб должно стать меньше. В качестве примера Майорова привела пример с Европротоколом — сначала автомобилисты опасались им пользоваться, а теперь около 40% ДТП водители оформляют с помощью этого инструмента.

Когда все заработает

О создании системы, позволяющей перевести взаимодействие водителей и страховых компаний в электронную форму, Банк России задумался еще в 2018 году. В 2019 году на уровне правительственной комиссии было принято решение начать работу по электронному урегулированию. Первыми шагами стал запуск извещения о ДТП в электронном виде, затем, в конце 2022 года заработал конструктор схемы ДТП, позволяющий водителям составлять электронную схему аварии. Следующим шагом должен стать запуск электронного урегулирования, которое запустят 15 июля 2023 года. Но это еще не финал — с 1 января 2025 году все страховщики должны будут иметь возможность исполнить требование закона и наладить электронный прием обращений на своих сайтах и приложениях.


Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

«Начинается нормальный процесс взаимодействия страховщиков и автомобилистов. Даты, отметки на поданных документах, для страховщика это важно. Подали заявление, отправили машину на осмотр, отметка получена. Если машина на осмотр не представлена — водитель получает второе направление, как требует ЦБ. Машину осмотрели, вот акт об осмотре, вот проведенная оценка и экспертное заключение. Весь шлейф фиксируется в течение 20 дней. На 20-й день, если вопрос не закрыт, все, страховщиков ждут санкции», — отметил Уфимцев

Некоторое страховщики отметили, что опасаются активности страховых мошенников, однако, по мнению Уфимцева, переход «в цифру» и унификация через Госуслуги защищают отрасль от мошенников.

«Там, где есть цифровизация, мы приходим к максимальной прозрачности и управляемости. Граждане могут через Госуслуги сейчас оставлять отзывы даже на физические услуги, полученные, к примеру, в МФЦ. Мы можем отслеживать всплески негативных отзывов, все статусы со стороны ответственных ведомств», — отметил Огуреев.

Что говорят юристы

Юрист в области автострахования Илья Афанасьев считает, что перевод урегулирования убытков на электронную форму позволит ускорить и оптимизировать этот процесс.


Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

«Однако позиция страховщиков, я думаю, не изменится в той части, которая касается размера выплат. С ремонтом по ОСАГО сейчас проблема существует, она всеми признана. А проблема с выплатами никуда не делась, потому что страховщики склоняют водителей на подписание соглашения о размере ущерба. Соответственно, это соглашение потом трудно оспорить в суде», — отметил Афанасьев.

В свою сторону эксперт в области страхования Сергей Беляков заявил, что опасается возникновения технических проблем у автомобилистов при попытке подачи обращения об урегулировании. Он отметил, что система может начать зависать и не работать, что приведет к необоримости идти в офис и общаться со страховщиком лично.