ГИБДД лишилась части полномочий. Как это отразится на качестве автодорог

Число предписаний МВД об устранении выявленных нарушений качества автомобильных дорог в 2022 году упало более чем в 40 раз по сравнению с предыдущим годом, до 7793, следует из отчета Научного центра безопасности дорожного движения министерства. Количество представлений об устранении проблем с качеством дорог в рамках КоАП уменьшилось на 85,4% (до 260), а в рамках закона о полиции — на 70,5% (до 7335).

Как указали в МВД, в связи с законодательными изменениями ведомство теперь может выносить предписания дорожникам с требованием оперативно исправить тот или иной недостаток на дороге только после проведения дополнительных контрольно-надзорных мероприятий.

Почему в ГИБДД не могут оперативно реагировать на жалобы водителей


Фото: Росъяма

«Раньше простой водитель мог увидеть яму на дороге или неправильно выставленные дорожные знаки и сразу нажаловаться в ГИБДД. Это заявление для ГИБДД сразу считалось основанием для возбуждения дела в рамках ст. КоАП 12.34 за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог», — объясняет Соловьева.

Но в эту процедуру внесли поправки — возбуждать дела в ГИБДД теперь могут только в рамках плановых проверок, указывает юрист. При этом, чтобы проверить дорожников, в ГИБДД сначала должны получить согласование прокуратуры. Там же его могут выдать, только если имеется риск причинения вреда жизни или здоровью или он уже причинен, то есть ранены или погибли люди, перечисляет она.

«Проще говоря, водитель видит большую яму, или ремонт дороги на опасном участке, который вообще не обозначен, жалуется в ГИБДД, и те, либо сразу отказывают, либо обращаются в прокуратуру. А там в возбуждении проверки могут легко отказать, если на этом месте не произошло, к примеру, ДТП. Все это приводит к пренебрежительному отношению дорожных организаций к содержанию дорог и безопасности. Они знают, что теперь их за это привлечь почти невозможно. То есть, государство лишено инструмента оперативного контроля. И общественные организации тоже больше не могут контролировать в полном объеме реализацию нацпроектов в сфере строительства дорог», — подчеркивает эксперт.


Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Соловьева поддержала мнение о необходимости вернуть ГИБДД полномочия в полном объеме и готовит обращение к депутатам и в правительство.

«Иначе получается, что ситуация на дорогах выходит из-под контроля. С одной стороны бизнес защищают от излишнего вмешательства со стороны государства, но с другой, это приводит к тому, что ГИБДД не может быстро реагировать на опасные ситуации на дорогах. Кроме того, ГИБДД также фактически лишено полномочий проверять даже органы местного самоуправления в дорожной сфере и дорожные муниципальные учреждения», — перечисляет Соловьева.

Грозит ли халатность дорожных организаций ростом ДТП


Фото: Autonews.ru

«Раньше инспектор получал обращение, выезжал на место, фиксировал, к примеру, проблемную яму. Если она создавала опасность для водителей, в этом усматривались признаки нарушения со стороны юридического лица, которое обслуживает этот участок дорог. Логично, что такого исполнителя нужно наказать. Инспектор возбуждал административное дело и отправлял его в суд, дорожники получали указание об устранении недостатков, а суд выписывал штраф. Теперь же все стало сложнее — надо проводить разные мероприятия, согласовывать все с прокуратурой», — описывает Ильинов.

Если по итогам 2023 года аварийность на дорогах вырастет, вопросы возникнут именно к ГИБДД, говорит он. «Сначала приходит идея поддерживать бизнес, юрлиц, к котором в том числе относятся и дорожные организации. Это хорошо, но лучше обходиться без перегибов. Ведь если что-то пойдет не так, вопросы будут к подразделениям ГИБДД — почему они не досмотрели. А у ГИБДД просто нет полномочий. Про это, когда будут отчитывать за рост ДПТ, уже не вспомнят», — заключил Ильинов.

Согласно статистике МВД, в 2022 году увеличения числа аварий, произошедших из-за нарушения обязательных требований к эксплуатационному состоянию и обустройству автомобильных дорог, не произошло: в прошлом году было зарегистрировано 38,65 тыс. таких аварий (30,5% от всех ДТП) против 45,7 тыс. в 2021-м. В прошлом году в них погибли 4089 человек, в 2021 году — 4686 человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *