«Авторынок начал восстанавливаться». 6 главных выводов по итогам полугода
Свежий отчет по продажам новых автомобилей на российском рынке от Комитета автопроизводителей АЕБ в июне преподнес целый ряд неожиданностей, на которые стоит обратить внимание. Главное событие — новая система расчетов, которая, как надеются в организации, поможет более объективно показать ситуацию на рынке. Впрочем, это не единственный сюрприз первого полугодия.
Новая система подсчета и разные результаты
Как сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), чьи данные основаны на информации от автопроизводителей и официальных импортеров, в России в первой половине 2023 года было продано 358 921 новый автомобиль. Это на 3,1% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. Что касается июня, то в прошлом месяце продажи машин выросли сразу на 88,3% и составили 52 279 автомобилей. В ассоциации, в свою очередь, выразили мнение, что «после существенного падения продаж в 2022 году рынок начал восстанавливаться».
Однако статистику АЕБ нельзя назвать полной. Дело в том, что их данные не учитывают реализацию машин, которые были ввезены в страну альтернативным путем, в том числе по схеме параллельного импорта. Также статистика не включает данных о продажах одного из лидеров рынка в России — концерна Chery (а в него выходят еще два суббренда — Exeed и Omoda). Также не учтена информация о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus. Эти компании данные пока не предоставили. То же самое касается и бренда Evolute.
Поэтому традиционный автомобильный пресс-релиз АЕБ в этот раз впервые дополнен данными, предоставленными АО «ППК». Их статистика включает информацию о продажах всех представленных на рынке брендов и учитывает объемы параллельного импорта. Так, по их данным, за первые шесть месяцев нынешнего года в стране было продано 428 308 новых авто. Эта цифра на 9,9% больше показателей 2022 года. При этом в июне 2023 года продажи машин выросли сразу на 133% и составили 87 357 штук.
АвтоВАЗ наращивает продажи
Лидером по продажам в первом полугодии стал АвтоВАЗ, продавший за шесть месяцев 143 618 новых машин, что на 92% больше, чем в 2022 году (общая доля в продажах — 40%). Самым популярным автомобилем на нашем рынке является Lada Granta, которая разошлась тиражом в 98 113 экземпляров. К примеру, год назад на нашем рынке было продано всего 23 387 Lada Granta. На втором месте — Lada Niva (в семейство этих автомобилей сейчас входят два внедорожника — Lada Niva Travel и Lada Niva Legend), которая разошлась тиражом 38 160 экземпляров против 13 231 автомобиля годом ранее.
Также в топ-25 самых продаваемых машин за полгода вошла «Веста». Производство этой модели АвтоВАЗ смог восстановить только в мае. Сейчас с конвейера предприятия в Тольятти сходит рестайлинговая версия этой модели с приставкой NG в названии. В результате только в июне АвтоВАЗ смог продать сразу 4258 Lada Vesta, что позволило модели обосноваться на четвертом месте в рейтинге самых популярных машин. Что касается первого полугодия, то тут «Веста» занимает 12-е место с показателем 5290 проданных автомобилей.
Доля китайцев растет
Автомобили китайских марок по итогам первого полугодия заняли 45% от рынка. Лидером среди них стала Chery с показателем 46 970 проданных автомобилей (+321%). Самая популярная модель этого бренда — кроссовер Tiggo 7 Pro — разошелся за шесть месяцев тиражом в 20 894 и занял третье место в списке самых продаваемых моделей пропустив вперед лишь машины Lada.
Следующим в рейтинге популярности компаний из Поднебесной идет Haval, нарастивший продажи на 242%. Всего за полгода россияне приобрели 39 852 таких кроссоверов. Далее следует Geely. За полгода эта китайская компания реализовала на нашем рынке 25 882 автомобиля. Это на 227% больше показателей января—июня 2022 года.
Четвертое и пятое места в рейтинге продаж китайских марок заняли бренды Exeed и Omada (оба принадлежат Chery). За полгода россияне купили 15 230 и 14 555 таких автомобилей собственно.
В свою очередь, китайский Changan за шесть месяцев смог продать 11 267 машин, увеличив продажи по сравнению с прошлым годом на 412%. Однако у этой компании такие цифры связаны в первую очередь с низкой базой в первой половине 2022-го. Тогда Changan на нашем рынке cмог реализовать 2201 машину. Благодаря новым моделям (прежде всего Tank) продажи Great Wall выросли сразу на 1444% и составили 4895 автомобилей.
Падение бывших лидеров
В первом полугодии почти все некогда популярные иностранные бренды покинули топ-10 самых продаваемых машин в России. Исключением стала Kia, которой пока удается удержаться на десятом месте в списке. За полгода эта корейская компания, которая на данный момент приостановила свою деятельность в России, смогла продать в нашей стране 7056 (-85%) машин. Одним из локомотивов продаж для компании стал кроссовер Sportage. Правда, на данный момент модель остается у дилеров в основном только в топовых комплектациях. Несмотря на это, за полгода россияне приобрели 1889 таких машин.
Kia Sportage
Продажи Hyundai просели еще сильнее по итогам шести месяцев — минус 96%. За полгода корейцы смогли продать 1486 машин против 39 777 годом ранее. Сейчас эта компания также заморозила свою деятельность в России. В большинстве случаев в дилерских центрах сейчас остаются старшие версии кроссоверов Tucson и Santa-Fe.
Также у дилеров практически кончились запасы машин некогда популярного чешского бренда Škoda. В некоторых торговых компаниях остаются считанные единицы лифтбеков Octavia и кроссоверов Karoq. В результате продажи компании в 2023 году упали на 91% и составили 1344 штуки. Японская Toyota и вовсе реализовала за полгода всего 305 машин (-91%). «Официальные» модели этого бренда на данный момент являются настоящей редкостью в дилерских центрах.
Дизель и седаны пока вне игры
В январе—июне стремительно сократились объемы продаж автомобилей с дизельными двигателями. Их реализация по сравнению с прошлым годом упала сразу 42% (или на 20 265 шт.). Как объяснил глава комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев, дизельные версии своих машин в России продавали в основном те компании, которые на данный момент приостановили свою деятельность на нашем рынке. При этом продажи электрокаров, наоборот, демонстрируют серьезный рост (+279%). Такие показатели связаны с появлением на российском рынке новых моделей, некоторые из которых активно завозятся дилерами в частном порядке.
Кроме этого, в России сокращаются и продажи седанов. По этой причине не так активно растут регистрации машин на юридических лиц (именно четырехдверки в основном ранее закупались для служебных автопарков). Причина все та же — приостановка деятельности ряда автокомпаний и стремительное сокращение седанов на складах у дилеров.
Однако в АЕБ считают, что ситуация в ближайшее время будет улучшаться. Так, седаны начали активно завозиться китайскими брендами, производство некоторых из них будет или уже локализовано. Также четырехдверки активно привозят сами дилеры в частном порядке. Наконец, не так давно АвтоВАЗ смог восстановить производство своей популярной модели Lada Vesta. Также этот седан получил специальную удлиненную версию для чиновников под названием Aura.
Антирекорд Ford и рост продаж «Буханок»
Продажи легких коммерческих автомобилей в первой половине 2023 года выросли на 27,5%, до 34,4 тыс. единиц. Первое место среди них заняли ГАЗ Gazzele, которая за шесть месяцев разошлась тиражом в 17 303 экземпляра. На втором месте коммерческие модификации УАЗ «Буханка». В первом полугодии продажи этих моделей выросли до 5378 штук. Ford Transit, который до прошлого года собирался в Татарстане, наоборот, в первом полугодии 2023-го установил антирекорд — минус 85% (755 шт.). Скорее всего, запасы таких машин на данный момент просто закончились на дилерских складах.
Новый прогноз от АЕБ
АЕБ также решила скорректировать свой рыночный прогноз на 2023 год в сторону увеличения. В январе в ассоциации считали, что по итогам нынешнего года продажи новых авто в России вырастут до 12% и составят рынка 770 тыс. штук. Сейчас в АЕБ считают, что до конца года в стране будет реализован 1 млн машин. Таким образом, продажи новых легковых автомобилей и LCV могут вырастут на 45,6%
«Общий рынок автомобилей в России должен закрыться в этом году на уровне 1 млн единиц плюс-минус. Это существенный рост относительно 2022 года, когда рынок был 0,69 млн штук. И это существенный рост относительно того прогноза, который мы озвучивали в январе», — заявил глава комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев.
По его словам, причин, которые позволяют пересмотреть прогноз несколько. Первая — более амбициозные планы компаний, имеющих локальное производство в России. Второе — это появление на нашем рынке большого количества новых игроков, которые уже озвучили свои планы по выходу рынок.
«Задача — все продать». Какие машины уже подешевели
Доллар и евро опять подорожали. Это скажется на ценах на автомобили
Названы самые популярные автомобили в России. Сколько они стоят