Нужны ли телефоны на уроках?
Родителей школьников приглашают высказать свое мнение о том, уместны ли мобильные телефоны на уроках и вообще в учебных заведениях.
Наталья Якимова обратилась к представителям подрастающего поколения: уважаемые родители школьников Республики Коми, уважаемые педагоги, предлагаю вам высказать свое мнение в опросе по теме: “Использование устройств мобильной связи в школах”. Перед тем, как оставить свой голос или комментарий, прочитайте, пожалуйста, этот текст
Использование мобильных телефонов в школе – вопрос неоднозначный. Интернет – это кладезь самой разной информации, которую можно и нужно использовать для обучения и саморазвития. Но помимо полезной информации в сети можно легко обнаружить и нежелательный контент. Все компьютеры и ноутбуки, которые подключены к интернету в школах и техникумах, колледжах, проходят фильтрацию интернет-контента, запрещенные для детей сайты, ресурсы автоматически блокируются. Но администрации школ не могут отследить, что видит ребенок в своем личном смартфоне или планшете. Немаловажно и то, чтобы дети и на переменах отдыхали, двигались, переключали свое внимание с занятий на другие вещи. Чтобы они находились, отдыхая, не в виртуальном пространстве, а в реальном.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020, определено, что для образовательных целей мобильные средства связи не должны использоваться. Но Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» прямого запрета/ограничения на использование устройств мобильной связи в школах Российской Федерации не вводит.
Образовательные организации самостоятельно принимают решения, нужно ли упорядочивать использование мобильных телефонов и личных планшетов на уроках, на переменах, и как именно это сделать. В ряде школ некоторых субъектов Российской Федерации уже это сделали. В скором времени то же самое предстоит и нам. Порядок использования устройств мобильной связи в школах Коми необходимо определить до 1 апреля 2021 года. Еще раз подчеркну: каждая образовательная организация вправе решить этот вопрос самостоятельно. Что еще важно: решения должны приниматься с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, иных представительных органов при необходимости.
В 2019 году Роспотребнадзором совместно с Рособрнадзором были утверждены Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях. Рекомендации подготовлены на основе анализа международного опыта использования устройств мобильной связи школьниками, а также по итогам опроса общественного мнения, проведенного Минпросвещения, Рособрнадзором и Роспотребнадзором. Согласно итогам опроса, 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов школьниками во время уроков.
Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся. Интенсивное использование телефона, в том числе для решения учебных задач, может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Многофункциональность телефона создаёт ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения, что ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.
Вопросы упорядочения обсуждаются педагогической и родительской общественностью очень активно. Безусловно, важно, быть с ребенком на связи. Но есть и проблемы, возникающие при активном использовании детьми телефонов и планшетов в стенах школы:
– наличие отвлекающих факторов на уроке;
– вероятность возникновения конфликтных ситуаций между обучающимися и учителями;
– сокращение времени для очного общения обучающихся;
– наличие опасности для здоровья обучающихся.
Высказывайте свои мысли по этому вопросу, предлагайте варианты, нам важно Ваше мнение.