Трезвый поезд: “Водочку мой сосед кушал в гордом одиночестве”
Давно мы не публиковали интересные истории из рубрики “Трезвый поезд”, но вот сегодня прислали материал, который достоин попасть на страницы нашего сайта. Каких только попутчиков не встретишь в поездах дальнего следования.
Я не часто инициирую разговоры с пассажирами, ибо ни к чему хорошему они обычно не приводят. Тем не менее, за всю непродолжительную историю путешествий на этом виде транспорта у меня было несколько любопытных случаев.
Однажды соседкой по купе оказалась хрупкая девушка, работавшая в воркутинской колонии строгого режима, с которой мы половину дороги говорили об анимационном сериале «Рик и Морти», обсуждали достоинства и недостатки экранизации всех частей Гарри Поттера, а также затронули творчество раннего Толстого. Был и звукорежиссёр из Перми, внешностью похожий на Эйнштейна, а манерой речи – на Сан Саныча Дубкова. Со знанием дела он рассказывал о странном поведении квантовых частиц в «загадочном микромире» в контексте корпускулярно-волнового дуализма и парадокса Эйнштейна-Подольского-Розена (по-видимому, незадолго до этого он посмотрел пару популярных видео на YouTube), а также «приучил» меня обливаться холодной водой по утрам. В другой раз мне посчастливилось оказаться напротив миловидной тетушки, которая поведала мне, как во времена своей буйной молодости разъезжала на собачьих упряжках по зимней Чукотке и, по ее словам, даже пересекала замёрзший Берингов пролив.
Впрочем, такие случаи – это скорее исключение. Более частые необычные пассажиры, особенно во время моих поездок домой, – это вахтовики. Эти экстравагантные попутчики, направляющиеся на Север на заработки, чаще всего запоминаются тем, что если не являются на поезд подвыпившими, то начинают кушать водочку ещё до отправления поезда или вскоре после начала поездки.
Тем не менее, среди всего многообразия обыкновенного «рабочего люда» иногда попадаются весьма интеллигентные экземпляры. Таковыми я называю пассажиров, которые, не нарушая всех негласных традиций рабочего класса, все же ведут себя в вагоне культурно, способны завести и поддержать светскую беседу и, за исключением, разве что, большой разницы в возрасте, могут оказаться весьма приятными попутчиками.
О недавнем опыте общения с одним из представителей этого типа я и хочу кратко рассказать.
Дело проходило в плацкартном вагоне поезда № 090Г, следовавшего по маршруту Нижний Новгород – Воркута. Мой попутчик, мужчина среднего возраста, не торопился заводить разговор. Впрочем, я и не возражал.
Все началось с вполне стандартного вопроса, далеко ли я еду. И тут «понеслось»!
Рассказав немного о себе, о славном городе Усинске и его обитателях, о невыносимой скоротечности трех недель отпуска, проведенных в гостях у дочери где-то в Нижегородской области, он заинтересовался моей персоной и задал несколько наводящих вопросов.
Узнал, где я работаю, и искренне обрадовался.
Заявил, что уважает «таких», которых «тянет к учению», и всегда приветствует и ценит любое обучение и самообразование. Без всяких уточняющих вопросов с моей стороны рассказал о дочери, которая, по его словам, настолько полюбила учиться, что получила целых три высших образования, а теперь работает налоговым инспектором. Действительно, «дипломы кушать не просят, а лежат и никому не мешают».
Далее сосед полюбопытствовал, какую учебную дисциплину я преподаю. Услышал слово «электродинамика» и несколько переменился в лице. Придя в себя, он признался, что никогда не любил электротехнику и как огня боится всего, что связано с электричеством. Далее поведал душещипательную историю своего травмирующего опыта обращения с электроприборами: будучи ребенком, он решил починить телевизор, но вместо этого познакомился с поражающим действием электрического тока на детский организм, так что «аж волосы встали дыбом».
Признаюсь, я с трудом удержался от того, чтобы объяснить дядечке различие между электродинамикой и электротехникой. Однако поспешил заверить, что на моих занятиях и на кафедре ЭД студентов током не бьют. По крайней мере, пока что.
По-видимому, наша беседа вышла на какой-то новый уровень, а мой попутчик окончательно проникся доверием к собеседнику (то есть ко мне). Во всяком случае, он наклонился ближе и заговорщицким полушепотом спросил, пью ли я водочку.
Мой ответ, определенно, его разочаровал, поскольку дифирамбы в адрес учености быстро сменились возмущением.
– Нет?! – разочарованно воскликнул сосед. – Эх ты, инженеришка! Ну, в таком случае ты мне не попутчик!
Наш разговор быстро сошёл на нет. Водочку мой сосед кушал в гордом одиночестве.
(с) Александр И.