Выбираем аккумулятор научно ипопулярно
Три батареи из новых аккумуляторов — малеханьких, легких, обладавших большой емкостью… обеспечивали «Пионеру» освещение, отопление, двигательную силу… для непрерывного пятнадцатидневного перехода в подводном положении…
Г. Адамов. «Потаенна 2-ух океанов»
Вряд ли великие фантасты прошедших лет ждали, что потерпят фиаско с надежной, казалось бы, темой — аккумами. Точнее, с отсутствием той мощи, которую дружно им предрекали. Но задачи батарей, которые мы решили испытать в очередной каждогодней экспертизе, куда приземленнее: крутить стартеры и помогать генераторам. На этот раз проверяем «европеек», которые укладываются в габариты 242×175×190 мм. Различные производители уместили в этот объем в восемь с небольшим л. заявленные емкости от 60 до 66 А.ч. Всего же мы приобрели в фирменных магазинах 28 батарей: с чеками, гарантиями и т. п.
Осталось сопоставить их фактическую энерговооруженность. Вот тут-то и начинается современная фантастика…
Судите сами: разброс по исходной запасной емкости — 17-кратный. Масса, обозначенная на этикетке, почему-либо превосходит настоящую на килограммы. А пять батарей испугались российского мороза в три 10-ка градусов!
Нет, фантасты очевидно были оптимистами. А вот наши цифры — реальны.
Измерения проводили спецы НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны Рф. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не являются обобщающими аспектами их качества.
КАК РАCСТАВЛЯЛИ БАЛЛЫ
По результатам замеров, занесенным в протокол, расставили баллы: в каждом виде испытаний брали наилучший и худший результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все другие участники получали промежные баллы согласно тому положению, которое они заняли меж фаворитом и аутсайдером. К примеру, если при замере запасной емкости фаворит показал итог 124 минутки, а аутсайдер — 81, то участник с результатом 105 минут получал 3,23 балла. И так — по всем 5 видам испытаний. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое 5 промежных оценок. Вводить весовые коэффициенты, повышающие значимость 1-го параметра по отношению к другим, мы не стали: все характеристики признали равнозначными. Приведенные нами числа позволяют хоть какому желающему провести собственные подсчеты. Понятно, что расстановка мест при всем этом непременно поменяется.
Резервная емкость
Показывает, длительно ли продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт произнесет по другому: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °C. Чем выше итог, тем лучше.
Лучший итог показал MULTI: 124 мин.
Худший — avtoSil: 81 мин.
Приведенная энергия запуска заявленным током
Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Проверку ведут при —18 °C. Поначалу батарею разряжают заявленным током прохладной прокрутки Iхп в течение 30 с, потом регистрируют напряжение U30 на ее выводах. После паузы длительностью 20 с батарею разряжают током, равным 60 % заявленного Iхп, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию запуска подсчитывают по формуле:
Е = 0,3Iхп(U30 — 6,0)t6
Чем выше итоговый показатель, тем лучше.
Лучший результат — MEDALIST: 28,21 кДж.
Худший — «Курский Аккумулятор» 6 СТ‑60N: 10,37 кДж.
Приведенная энергия запуска единым током
Позволяет сопоставить токовые свойства всех батарей в одинаковых критериях вне зависимости от их паспортных данных. Проверку ведут при —18 °C. Поначалу батарею разряжают током 450 А в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После паузы длительностью 20 с батарею разряжают током в 270 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию запуска подсчитывают по формуле:
Е = 135(U30 — 6,0)t6.
Чем выше показатель, тем лучше.
Лучший результат — MEDALIST: 34,73 кДж.
Худший — «Курский Аккумулятор» 6 СТ‑60N: 6,86 кДж.
Приведенная энергия запуска единым током при —29 °C
Аналогично предшествующим испытаниям, отличие только в температуре. Чем выше показатель, тем лучше.
Лучший результат — VARTA: 8,85 кДж.
Худшие — «Курский Аккумулятор» 6 СТ-60N, START. BAT, «Подольский аккумулятор» 6 СТ-62N, ACDelco M62-H3, Energizer PLUS EP60-L2X:
все они сдались до окончания испытаний.
РЕАЛЬНАЯ ЭНЕРГОЕМКОСТЬ НОВЫХ БАТАРЕЙ РАЗЛИЧАЕТСЯ В 17 РАЗ. ПОЗОР ТОРГОВЦАМ!
Приведенная энергия запуска единым током после проверки на вибростойкость
Вибростойкость — это показатель свойства сборки изделия.
Батареи закрепляют на деревянном поддоне в задней части томного грузовика и трясут в течение 16 часов на булыжнике. Среднеквадратичное значение виброускорений в диапазоне частот 0,7–22,4 Гц составляет 2,77–4,29 м / с².
Замеры токовых черт проводят по методике прошлых пт. Чем выше показатель, тем лучше.
Лучший результат — a-mega Innovative Hybrid 6 СТ-60-А3: 34,82 кДж.
Худший — «Курский Аккумулятор» 6 СТ-60N: 9,33 кДж.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ НОВОЕ
Известная поговорка обретает на аккумуляторной почве новый смысл. Ты платишь торговцу за новую батарею, а потом выясняешь, что для тебя продали изделие, длительно стоявшее на пыльном складе. С гарантией и прочими бумажками, но при этом разряженное до неприличия. Потому до испытаний мы в обязательном порядке заряжаем все батареи! А их резервную емкость на момент покупки приводим в таблице только для справки: мол, знайте, люди, какую дрянь вам могут подсунуть. Но в распределении мест этот параметр не участвует.
А вам рекомендуем непременно заряжать к