Взносы на капремонт предложили пересмотреть, как и всю программу
Нужно постепенно повышать взносы, чтобы они соответствовали экономически обоснованным (то есть в три раза), и выделять деньги из республиканского бюджета.
Председатель постоянной комиссии Татьяна Саладина напомнила, что по региональной программе до 2044 года надо отремонтировать более 54 тыс. конструктивов в 6736 многоквартирных домах. В 2021 году подлежали ремонту 1833 конструтива в 845 домах. Однако краткосрочный план формируется исходя из имеющихся в распоряжении регоператора средств, а денег явно недостаточно. Поэтому в прошлом году было отремонтировано только 556 конструктивов в 281 доме, то есть примерно 30% от необходимого объема.
— Когда в 2014 году установили минимальный размер в 2-3 рубля [за квадратный метр в месяц], уже тогда можно было бы предполагать, что при таких взносах реализация данной программы будет просто провалена. Потом взносы увеличились в несколько раз, но даже этой суммы недостаточно, она много ниже экономически обоснованной. Если установим 30 рублей за квадратный метр, мы понимаем, какой социальный взрыв будут среди населения. Поэтому надо рассматривать другие механизмы поддержки программы. Прежде всего — софинансирование из республиканского бюджета, — заметила Татьяна Саладина.
По ее словам, более 50 регионов России уже софинансируют расходы регоператора, в некоторых субъектах сумма достигает 100% от фонда, сформированного за счет собственников помещений многоквартирных домов.
Татьяна Саладина рассказала, что в прошлом году при формировании бюджета на 2022 год на заседании согласительной бюджетной комиссии впервые было поддержано предложение депутатов о том, что правительство предусмотрит софинансирование в размере 200 млн ежегодно. Поправки в республиканский закон будут рассматривать в апреле, и сейчас пока непонятно, будут ли эти деньги выделены или нет. В то же время Татьяна Саладина назвала эти 200 млн рублей мизером, так как в год регоператору необходимо дополнительно выделять примерно 3 млрд рублей, чтобы полноценно выполнять программу капремонта (сейчас бюджет фонда — 1 млрд).
Генеральный директор регионального фонда капремонта Александр Толмачев перечислил проблемы реализации программы и назвал возможные пути их решения.
По его словам, одна из проблем — отсутствие достаточно четкого нормативно-правового регулирования государственного технического учета состояния жилищного фона. По факту его просто нет. В результате капремонт выполняется в домах без учета их фактического состояния. При подготовке к работам выявляются аварийные дома, где проводить ремонт нецелесообразно, и элементы, не требующие ремонта. Бывают случаи, что капремонт сделают, а потом дом признают аварийным и подлежащим расселению.
Региональную систему капремонта он считает финансово неустойчивой, поскольку размер взносов не соответствует экономически обоснованным. Нет и господдержки.
— Утвержденная в 2013 году программа никак не увязана с ее финансовой составляющей, разрабатывалась на скорую руку, как говорится, на коленке, в связи с чем требует полного пересмотра, — сказал Александр Толмачев.
Есть сложности с домами, которые самостоятельно собирают деньги на специальных счетах. Например, нет никакого надзора за расходованием средств. Более того, по стране имеется масса примеров выполнения частичных ремонтов либо видов работ, которые не предусмотрены статьей 166 Жилищного кодекса и законами регионов. Такие ремонты никакого отношения к капремонту не имеют. Соответственно, такие расходы являются нецелевыми, то есть все потраченные деньги должны быть возвращены на спецсчета. Слабо отрегулированы вопросы контроля за качеством капремонта таких домов.
Претензионная работа по взысканию задолженности осложняется отсутствием доступа к сведениям в различных базах данных, которые ведут госорганы — Росреестр, налоговая, МВД. Все данные можно получить только за деньги. Плюс регоператор должен выплачивать госпошлины при подаче исков в суды.
Александр Толмачев предложил внести изменения в республиканский закон «в части отмены региональной программы в целом и утверждения ее новой версии с учетом привязки к техническому состоянию домов, финансовой обеспеченности». Кроме того, при формировании нового списка можно использовать и критерии очередности, в том числе данные об уровне собираемости, которые уже есть по каждому дому (на старте программы такой информации не было).
Повышение финансовой устойчивости регоператора он видит в постепенном доведении размеров взносов до экономически обоснованных значений, а также в оказании поддержки из республиканского бюджета (например, на возмещение разницы при установлении пониженных взносов — ресурсоснабжающим компаниям ведь компенсируют потери из-за применения льготных тарифов).
Он также предложил усилить ответственность органов местного самоуправления за несвоевременную оценку технического состояния домов. Как пишет БНК, еще одна задача — повышение уровня собираемости взносов, в том числе за счет снижения недоверия людей к этой программе.
По его словам, если денег у регоператора будет достаточно, то можно будет перейти от ремонта одиночных домов к ремонту целых кварталов.
Прокурор отдела экономики и охраны природы управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Коми Алексей Козлов признал, что у региональной программы капремонта есть недостатки.
— Но к переработке программы надо подходить достаточно аккуратно. Здесь необходимо соблюдать баланс общественных интересов, потому что люди рассчитывают на те сроки, которые в региональной программе есть. Нужно искать какие-то компромиссы, — заметил он.