Утильсбор на автомобили придется оплачивать по-новому с 29 октября. Когда придется доплатить 844 тыс. руб. :: Autonews

Параллельный импорт




Алина Распопова

Порядок уплаты утильсбора на автомобили изменен с 29 октября 2023 года

В России в очередной раз изменился порядок уплаты утильсбора на автомобили. Нововведение должно ограничить серый параллельный импорт, но при этом обычным покупателям в ряде случаев придется платить за машину больше

Очередные изменения в правилах оплаты утилизационного сбора на автомобили заработали в России с 29 октября 2023 года. Нововведение в первую очередь коснется серых автосалонов, которые используют лазейки для ввоза машин по более низким ставкам, оформляя их на физических лиц и перепродавая конечным покупателям. Теперь схему изменили так, что при покупке такого автомобиля новому собственнику в ряде случаев придется заплатить за машину дороже: до 844 тыс. руб. — 1,25 млн руб. Разбираемся, что произошло, с чем связаны изменения и как избежать лишних трат.

Как и когда изменились правила уплаты утильсбора

Сейчас для автомобилистов-частников, то есть физлиц, действует льготный режим по уплате утильсбора при ввозе автомобилей для личного пользования. Например, если автомобилист ввозит машину из Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, то за автомобиль возрастом до 3 лет и мотором объемом ниже 3 л, ему придется заплатить 3,4 тыс. руб. Если машина старше 3 лет — эта сумма вырастет до 5,2 тыс. руб.


Фото: Autonews.ru

Изменения конкретизировали условия, которые покупатель автомобиля должен соблюсти, чтобы получить возможность использовать льготу. Теперь, как объяснили в ФТС, для применения пониженных коэффициентов суммы утилизационного сбора требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • указание в расчете утилизационного сбора, что транспортное средство предполагается к использованию для личного пользования;
  • регистрация транспортного средства в органах ГИБДД МВД России на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера;
  • ввоз транспортного средства, в том числе в иные государства-члены Евразийского экономического союза, осуществлялся физическим лицом в целях личного пользования. То есть автомобиль не должен помешаться под какие-либо таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

Согласно пояснению пресc-службы ФТС, рассчитывать на возможность оплатить утильсбор со скидкой не получится в следующих случаях:

  • если на автомобилиста оформляют ввоз и покупку второго и последующих автомобилей до истечения необходимых 12 месяцев с даты оформления первого автомобиля, который ввезли и оформили на автомобилиста-покупателя для личного пользования;
  • в случае перепродажи/покупки транспортного средства, на которое утилизационный сбор был уплачен с использованием коэффициентов, применяемых в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.

Эту информацию подтвердили и в пресс-службе Минпромторга. Там объяснили: если автомобили ввезли в Россию, оформив на физлицо, для перепродажи ранее чем через год, но при этом организатор этой сделки оплатил утильсбор по льготной ставке, то при перепродаже в течение 12 месяцев уже новому покупателю необходимо будет доплатить корректную сумму утилизационного сбора до полной ставке.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

Сколько сейчас составляет утильсбор

С 1 августа 2023 года ставка утильсбора для импортных машин существенно выросла. Так, за каждую машину с объемом двигателя от 2 до 3 литров придется заплатить 844 тыс. руб., за транспортное средство с мотором объемом от 3 до 3,5 литров 970 тыс. руб, более 3,5 литров — 1,25 млн руб. Такие доплаты теперь и ждут автомобилистов.











Ставка утилизационного сбора на новые машины с 1 августа 2023 года, руб.
Объем двигателя Было для физлиц Станет для физлиц Было для юрлиц Станет для юрлиц
0–1 л 3400 3400 41 200 81 200
1–2 л 3400 3400 178 400 306 000
2–3 л 3400 3400 259 600 844 800
3–3,5 л 3400 970 000 281 600 970 000
Больше 3,5 л 3400 1 235 000 445 000 1 235 000
Электромотор 3400 3400 32 600 360 000


 

 

Зачем изменили оплату утильсбора

«Предыдущая волна изменений прикрыла лазейку для нормальных, «белых» параллельных импортеров, исключив возможность получения Заключения о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС) на автомобили тех брендов, которые, не включены в приказ Минпромторга по параллельному импорту 2107/2023, разрешающих их ввоз без разрешения правообладателя. Эти же изменения должны еще сильнее стимулировать покупку производимых в России автомобилей — в том числе моделей АвтоВАЗа», — сказал Семенов.

Как понять, когда и сколько платить

В качестве примера работы изменений Кривонос привел пример со ввозом автомобиля из Европы в Республику Беларусь и последующую его перепродажу в Россию.

Фото: Bentley


Фото: Bentley

«В таком случае автомобиль могут оформить его либо на физлицо, либо на юрлицо. В обоих случаях в Белоруссии придется заплатить таможенные пошлины, которые для физлиц пониже. И если конечный покупатель в России — физлицо, выгоднее всего в Белоруссии также оформлять машину на физлицо. В таком случае россиянин платил обычный утильсбор — 3,4 тыс. российских рублей. Но при этом россиянин-частник также мог купить автомобиль и у белорусского дилера, который ввез машину официально и без серых схем. В таком случае, ранее, этот россиянин-физик ввозя автомобиль в Россию также уплачивал 3,4 тыс. руб.», — объяснил Кривонос.

Вот на этом моменте и начинаются изменения: теперь, если россиянин покупает машину у юрлица, на этот автомобиль льгота действовать уже не будет действует: утильсбор нужно будет оплачивать целиком. При этом, по словам Кривоноса, льгота продолжает действовать при покупке машины у физика — главное, не перепродавать этот автомобиль в течение 12 мес.

Как отметил эксперт, механизм для серого ввоза после принятия таких мер радикально не исчез.

«Проблема, которую хотели решить с оформлением салонами машин на физлиц в целом так и осталась, — считает Кривонос. Так, автомобиль точно также можно ввезти на физлицо-белоруса, а серый дилер, который таким образом привез эту машину, не оформляет его на себя, выступая посредником, которого нет ни в каких документах, ищет конечного покупателя-физика. Машина уходит физлицу, который платит эти 3,4 тыс. руб. И ничего не меняется. То есть схему чуть усложнили, но не так сильно».

При этом эксперт считает, что в случае покупки автомобиля в Белоруссии у юрлица клиент-частник после изменений теперь несет большие потери.

«Получается, когда юрлицо-автосалон ввозит машину официально в Белоруссию, платит полный набор таможенных платежей и перепродает автомобиль россиянину-физлицу, страдает этот конечный покупатель-физлицо, которому и придется платить этот утильсбор в полном размере без льготы», — сказал Кривонос.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

Победить часть серых схем, по его мнению, получилось в случае таких стран, как Киргизия — где, куда, как уже не раз рассказывали эксперты, есть возможность ввезти автомобили по заниженным таможенным ставкам. Это позволяло снизить расходы покупателя в России.

«В Киргизии и ряде других стран, работали наиболее серые схемы, когда автомобили ввозили к ним по заниженным ставкам, и эти возможности были в том числе и у юридических лиц. То есть автосалон мог заплатить таможенную пошлину в два раза ниже, продать машину в Россию также заплатив копейки в виде таможенных платежей. И вот теперь так уже не получится — любое физлицо, которое покупает и таможит автомобиль через Киргизию будет платить полный утильсбор», — объяснил эксперт.

Как заработали изменения на деле

В России серьезно ограничат параллельный импорт машин. Кто под угрозой

Посмотрите на эти новые китайские бренды. Они уже продаются в России

Росстандарт ввел важное изменение с номерами. Вот кого это коснется

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *