Штрафы за опасную езду и новые ПДД: что изменилось для водителей весной
Весной 2023 года для автомобилистов заработало множество изменений. При этом некоторые анонсированные идеи в итоге забуксовали. Разбираемся, какие нововведения точно вступили в силу, что важно о них знать, чтобы не получить штраф, а к каким событиям на дорогах еще есть время подготовиться.
Март: новые цены на запчасти в справочниках для ремонта по ОСАГО
19 марта 2023 года заработали новые справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ от Российского союза автостраховщиков (РСА). Их используют для расчета стоимости ремонта по ОСАГО. Также цены в справочниках служат общим ориентиром для автомобилистов и участников рынка о об актуальной средней стоимости ремонта. В мартовских расчетах страховщиков цены снизились на 6,4% относительно цен справочника запчастей от 19 декабря. Эксперты из РСА связали эту динамику с появлением новых каналов поставки запчастей, которые частично помогают восполнить дефицит, образовавшийся в связи с уходом ряда западных автопроизводителей с российского рынка в прошлом году.
Одновременно с этим, по сравнению с ценами марта 2022 года средняя стоимость запчастей в настоящее время все равно выше на 19,5%. К примеру, средняя стоимость двери багажника автомобиля Nissan выросла с марта 2022 года на 80%, фары для Hyundai — на 47%, передней проводки шасси Mitsubishi — на 67%, фары и двери для автомобилей Kia — на 36-40%.
Повышение цен в меньшей степени коснулось марок автомобилей, производство запчастей которых было налажено в России. При этом сложности остаются по тем позициям, у которых нет аналогов. В частности, речь идет про детали кузова автомобиля, двери, фары.
Март: водительские права нового образца без штрих-кодов
С 1 марта 2023 года в подразделениях ГИБДД начали выдавать водительские права нового образца — отличие только одно, на них нет штрих-кода. В ГИБДД им просто не пользуются. При этом прежние «старые» права будут выдавать, пока не кончатся уже отпечатанные карточки.
Март—апрель: новые ПДД и билеты для получения водительских прав
С 1 марта 2023 года вступила в силу новая редакциея закона «О безопасности дорожного движения». В список изменений попали в том числе новая разметка, дополнительная секция на светофорах, уточнения при чтении временных знаков.
Например, появились новые дорожные знаки: «зарядка для электромобилей». Изменились знаки платной парковки: к традиционной букве P добавили изображение монет. Также изменили и знак парковки для инвалидов — рядом буквой P появился стилизованное изображение инвалида-колясочника.
Также с начала марта 2023 года в ПДД официально узаконили применение световой секцию для светофоров в виде силуэта пешехода/велосипедиста и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного цвета. Такая секция предупреждает автомобилистов о том, что на пешеходном переходе, в направлении которого он поворачивает, включен сигнал светофора, разрешающий движение пешеходам/велосипедам.
Вот еще несколько примеров изменений: c 1 марта 2023 года, сплошная желтая линия больше не определяет зону действия знака «Остановка запрещена». По новым правилам знак «Остановка запрещена» действует до ближайшего перекрестка, а в населенных пунктах без перекрестков — до конца населенного пункта.
Раньше временными считали только знаки, имеющие желтый фон и установленные в местах производства ремонтных работ. С 1 марта 2023 года знаки, установленные на переносных опорах, также считаются временными — то есть, фон не обязательно должен быть желтым.
Появилось уточнений в работе знаков 3.29 и 3.30 (стоянка запрещена по нечетным или по четным числам месяца). С 1 марта 2023 года у этих знаков изменили время перестановки, теперь это с 21 до 24 часов (раньше с 19 до 21).
В ПДД появились и требования для пользователей СИМ. Теперь им запрещено:
- поворачивать налево, разворачиваться на трамвайных путях и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда поворот налево разрешен из правого ряда и за исключением дорог велосипедной зоны);
- выполнять обгон, либо объезд с левой стороны от автомобиля;
- ездить по автомагистрали, а также на дорогах с разрешенной скоростью более 60 км/ч;
- перевозить груз, мешающий управлению, либо выступающий за пределы СИМ на 50 сантиметров;
- ездить со скоростью выше 25 км/ч, а в велосипедных, жилых зонах и дворах — выше 20 км/ч.
Проведение изменений в ПДД потребовали и некоторых уточнений в экзаменационных билетах ГИБДД для кандидатов в водители.
Штрафы с камер за езду без ОСАГО: обещают запустить в ближайшее время
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) в марте 2023 года в очередной раз заявили о готовности системы по проверке полисов ОСАГО у водителей с помощью дорожных камер. Теперь, чтобы запустить эту систему фото-видеофиксации, по словам представителей РСА, необходимо принять поправки в текущий КоАП — для этого уже сформирована рабочая группа с участием Банка России и МВД.
Согласно планам, на первом этапе дорожные камеры будут проверять наличие полисов ОСАГО только у нарушителей ПДД, а не у всех машин в потоке подряд. При этом для проверки полиса ОСАГО камерой нарушение ПДД должно быть совершено в движении. Например, система должна проверить полис, если водитель превысил скорость или нарушил правила разметки. Точного старта фиксации в РСА не назвали — это будет зависеть от скорости принятия поправок в КоАП.
На втором этапе, который наступит не ранее чем через год-полтора после первых изменений, отсутствие полисов будут фиксировать уже у всех участников движения. Также, как уточнили в РСА, на первом этапе не планируется повышать размер штрафа за поездки без ОСАГО — согласно законодательству это 800 руб., оплатить его можно со скидкой 50%. При этом в РСА в начале года сообщали, что поддерживают его повышение до 5 тыс. руб.
Опасное вождение: наказывать за него пока не будут
В Госдуме отклонили поправки в КоАП о наказании за опасное вождение. Планировалось, что ГИБДД начнет штрафовать водителей за это нарушение на 5 тыс. руб., но саму формулировку, которой инспекторы должны руководствоваться при оформлении постановления, в Госдуме назвали слишком сложной.
Понятие «опасное вождение» появилось в ПДД еще в 2016 году, к нему приравнивается целый ряд опасных маневров, которые не должны выполнять водители. Например, это отказ уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдение бокового интервала, резкое торможение, игры в «шашечки» и попытки «научить» ПДД другого водителя на дороге, с которым случился конфликт. Власти несколько лет назад выпускали даже классификацию для водителей, которые практикуют опасное поведение на дороге — от «торопыг» до «учителей».
При это, как уверяют чиновники, камеры на дорогах уже умеют отслеживать такое агрессивное поведение. Например, в Департаменте транспорта некоторое время назад показывали пример с машиной Hyundai Solaris: за семь минут водитель допустил пять запрещенных перестроений. При наличии рабочей правовой базы и сертифицированных под фиксацию таких нарушений камер, автомобилист получил бы штраф.
Средняя скорость: возвращение к штрафам поддержали профильные ведомства
Профильные эксперты и ведомства в ряде регионов регулярно стали обращать внимание на необходимость вернуть штрафы за превышение так называемой средней скорости. В ГИБДД перестали их оформлять после публикации официальной позиции Верховного суда — там посчитали текущие формулировки в КоАП и ПДД недостаточными, чтобы наказывать водителей.
Фиксацию нарушений средней скорости в России вели с 2013 года по июнь 2021 года. При проезде подконтрольных отрезков быстрее допустимой средней скорости водители получали штрафы. Их выписывали на основании статей КоАП за превышение «обычной» скорости. Например, за «среднее» превышение на 20–40 км/час наказывали на 500 руб.
О необходимости вернуться к прежней практике напомнили представители профильных министерств на «круглом столе» в Госдуме в феврале 2023 года. Например, в правительстве Москвы поддержали возврат к контролю средней скорости. Об этом рассказал начальник управления дирекции фотовидеофиксации ЦОДД Владимир Карпов. По его словам, с 2019 года по июнь 2021 года в Москве контроль средней скорости был организован на 30 участках. Каждый участок представлял согласованные с ГИБДД зоны. Наибольшее количество зон контроля было сконцентрировано в потенциально опасных местах, в том числе в туннелях — 14 таких отрезков.
Ранее аналогичную позицию высказывал экс-начальник управления ГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов.