Проклятые пошлины: Lotus не может выполнить план по продажам и терпит убытки
Британская компания Lotus, контрольный пакет акций (51%) которой принадлежит китайскому холдингу Geely, вынуждена резко умерить амбиции из-за введённых в Европе и Северной Америке повышенных пошлин на электромобили китайской сборки.
Lotus находится под контролем Geely c 2017 года, китайские хозяева пытаются превратить британскую марку в мощного конкурента Porsche, они рассчитывали к 2028 году довести глобальные продажи Lotus до 100 000 машин в год. Эта цель казалась вполне реальной, если бы не ворвавшиеся в этом году в повестку заградительные пошлины на электромобили китайской сборки со стороны Европы, США и Канады. Пошлины в Европе уже работают, в Канаде заработают с 1 октября, дата начала начисления пошлин в США пока не объявлена, но в принципе считается, что это вопрос уже решённый — пошлины будут независимо от того, кто победит в ноябре на президентских выборах.
Руководство Geely рассчитывало, что основной объём производства Lotus возьмёт на себя новенький завод в китайском Ухане мощностью 150 000 машин в год. Историческая фабрика Lotus в британском Хетеле (графство Норфолк) тоже работает и даже была модернизирована, но здесь собирают и будут собирать только относительно мелкосерийные спорткары, сейчас это электрический гиперкар Evija и бензиновое среднемоторное купе Emira.
Электрические кроссовер Eletre и лифтбек Emeya, делающие Lotus основную кассу, производятся в Китае, и платформа у них тоже китайская — EPA (Electric Premium Architecture), она представляет собой не что иное, как разновидность разработанной Geely платформы SEA (Sustainable Experience Architecture), хорошо знакомой нам по другим маркам и моделям китайского холдинга. Грядущий среднеразмерный кроссовер Lotus, известный пока под заводским индексом Type 134, тоже будут собирать в Ухане — предполагалось, что он станет самой массовой моделью Lotus с потенциалом продаж до 90 000 шт. в год.
На этой неделе компания Lotus опубликовала финансовый отчёт о работе в первой половине 2024 года. Глобальные продажи Lotus за отчётный период составили 4873 автомобиля (+239% по сравнению с АППГ), столь сильный рост объясняется развёртыванием поставок Eletre и Emeya по всем миру. План продаж на конец года — 12 000 машин, тогда как, по данным британского журнала Autocar, изначально в нём фигурировала цифра 55 500 машин, то есть план сокращён аж на 78%! В 2025 году британская компания рассчитывала продать 76 000 машин, теперь план снижен до 30 000. В отчёте Lotus честно сказано, что компании приходится умерить амбиции из-за новых пошлин в США и ЕС.
Впрочем, мы бы не сбрасывали со счетов и такой важный фактор, как глобальное замедление спроса на электромобили. Компания Lotus планировала уже в 2027 году полностью переключиться на «электрички» — рискнём предположить, что даже без пошлинного казуса Lotus не смог бы стать полноценным конкурентом Porsche. Немецкая компания сейчас сильно страдает от невыполнения плана по продажам электромобилей, но при этом у Porsche нет производства в Китае, а жизненный цикл моделей с ДВС компания оперативно продлила.
Чистый убыток Lotus в первом полугодии составил 460 млн долларов, что на 30% больше чистого убытка в первом полугодии 2023. Пока неясно, как и когда в свете проблем с продвижением новых моделей в США и ЕС компания Lotus станет прибыльной и станет ли вообще. Возможно, ей для этого придётся радикально менять стратегию развития и переносить производство из Китая в другие страны.
Добавим, что у другой «дочки» Geely — шведской компании Polestar — сейчас схожие с Lotus проблемы: компания терпит убытки, а её изначальная стратегия развития не стыкуется с сегодняшней реальностью.