Немецкий концерн Daimler Truck продал свою долю в КАМАЗе
Официальной информации о том, кто стал покупателем 15-процентной доли, на данный момент нет. Неизвестна и сумма уже завершённой сделки.
Немецкий концерн стал акционером КАМАЗа ещё в 2008 году: тогда Daimler (сейчас – Daimler Truck, входит в состав Mercedes-Benz Group) купил 10% акций российского производителя у инвестиционной компании «Тройка диалог» Рубена Варданяна. Сумма сделки на тот момент составила 250 млн. долларов. Позже, в 2010-м, немецкий концерн и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) приобрели еще 5% КАМАЗа, из них ЕБРР оставил за собой 4%, но позже Daimler их выкупил. Так что в итоге у немецкого партнёра была 15-процентная доля в ПАО «КАМАЗ».
Известно, что Daimler Truck не участвует в жизни российского производителя грузовых автомобилей с весны позапрошлого года. Теперь «Ведомости» со ссылкой на генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина сообщают о том, что немецкий концерн избавился от своей 15-процентной доли в ПАО «КАМАЗ». При этом он не назвал ни сумму сделки, ни нового владельца акций. Неназванный источник издания отметил, что стороны получили все требуемые разрешения, на данный момент сделка уже завершена.
Сообщается, что сейчас основных акционеров КАМАЗа два. Первым является ГК «Ростех», у которого 47,1% акций. Второй – компания «Автоинвест», у неё 23,5%. Она принадлежит бизнесмену Николаю Тимохину (50%), Сергею Когогину (30%) и Рубену Варданяну (владеет 20% через доверительного управляющего).
По мнению независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева, на которого ссылается издание, 15-процентная доля акций ПАО «КАМАЗ», скорее всего, окажется в подконтрольной государству структуре, по аналогии с тем, как это произошло с долей Renault в АВТОВАЗе: она была передана подведомственному Минпромторгу ФГУП «НАМИ».
Напомним, в рамках сотрудничества с немецким производителем в 2013 году было налажено серийное производство седельных тягачей поколения K4 (КАМАЗ 5490), а в мае 2019 года партнёры открыли в Набережных Челнах завод по выпуску каркасов кабин для тягачей марок Mercedes-Benz и КАМАЗ. Для реализации проекта было создано паритетное совместное предприятие «Даймлер Камаз рус».
Здесь был налажен выпуск кабин в том числе для грузовиков российского бренда поколения К5. Ещё СП занималось импортом грузовой и специальной техники Mercedes-Benz, а также среднетоннажных фургонов Fuso. В январе прошлого года КАМАЗ консолидировал 100% «ДК рус», в итоге компанию переименовали в «Тракс восток рус». При этом ещё в 2022-м она стала дистрибутором линейки среднетоннажных фургонов «Компас», которые российский производитель грузовиков выпускает в рамках партнёрства с китайской компанией JAC.
Компания Mercedes-Benz, занимающаяся выпуском легковых автомобилей, избавилась от российских активов ещё раньше, весной 2023 года. Напомним, все они, включая автомобильный завод в Подмосковье, перешли в собственность группы компаний «Автодом». Новый собственник намерен наладить производство машин на этой площадке в текущем году.