Минфин раскрыл детали идеи возврата денег жертвам мошенников
Минфин работает над механизмом, который позволит возвращать деньги жертвам мошенников. Речь идет, в частности, об упрощении взаимодействия кредитных организаций, Банка России и правоохранительных органов.
“Мы предлагаем законодательно дать возможность Банку России и МВД оперативно реагировать на информацию о мошенничестве и быстро получать решение суда по блокировке дальнейших действий. Потому что сейчас человек после того, как его обманули, идет в полицию, пишет заявление, там возбуждают уголовное дело, и на расследование уходит несколько месяцев, а деньги тем временем уже давным-давно в офшорах или просто обналичены”, – отметил Моисеев.
Он пояснил, что необходимо быстро реагировать на информацию о случаях мошенничества и “тормозить деньги, пока они далеко не ушли”.
Ранее Центробанк подсчитал, что потери россиян от действий кибермошенников в первом квартале 2021 года составили почти 2,9 миллиарда рублей. Эта цифра в 1,6 раза превышает показатель аналогичного периода 2020 года.
По данным регулятора, количество мошеннических операций за три месяца превысило 237 тысяч. При этом доля социальной инженерии составила 56,2 процента, а наиболее часто россиянам звонят из “правоохранительных органов/органов государственной власти”.
В мае стало известно о запуске платформы для борьбы с мошенничеством, которая получила название “Мошеловка”. С ее помощью жертвы преступников смогут сообщить об инциденте и получить алгоритм действий в этой ситуации, а также всю необходимую информацию о преступных схемах. Кроме того, эксперты и волонтеры будут систематизировать сообщения и передавать собранные и обработанные данные в Центробанк и правоохранительные органы.
В свою очередь, как пишет РГ, Банк России предлагает подвести телефонных мошенников под статью 159.6 Уголовного кодекса “Мошенничество в сфере компьютерной информации”. Максимальное наказание по этой статье – 10 лет лишения свободы.