Минфин Коми: «Ситуация с госдолгом является управляемой»
По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2020 года вырос на 18,1% (или 383 млрд рублей) и на 1 января 2021 года составил 2,496 триллиона рублей.
Наибольший вклад в его рост внесли Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область и Кемеровская область – на эти четыре региона пришлось более половины общей суммы прироста.
В 39 регионах РФ госдолг на 1 января 2021 года превышал 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 20 субъектах РФ госдолг превышал 70% налоговых и неналоговых доходов.
По состоянию на 1 февраля 2021 года, в разрезе СЗФО, по отношению суммарного госдолга к общему объему налоговых и неналоговых доходов, Коми находится на 7 месте с показателем в 47,1%. Лидером рейтинга является Ленинградская область с показателем соотношения 2,2%, следом за ней идут Санкт-Петербург (13,7%), НАО (15%), Мурманская (19,7%), Вологодская (24%) и Калининградская (42%) области. Большее, чем в Коми, значение показателя имеют Архангельская (66,8%), Новгородская (67,1%), Псковская (80,2%) области и Карелия (81%).
По состоянию на 1 марта государственный долг Коми составил 34 561,4 млн рублей, что составляет 53% от утвержденного объема налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.
Из них 11 694,9 млн рублей составили бюджетные кредиты, привлеченные в республиканский бюджет из федерального бюджета.
Еще 8 700 млн рублей – коммерческие кредиты. В частности, это пять привлеченных кредитов от Сбербанка, в соответствии с заключенными госконтрактами.
Самую крупную часть долга – 14 166,5 млн рублей – составляют государственные ценные бумаги Республики Коми. В долговом портфеле находятся три выпуска, сроки погашения варьируются от 2021 до 2024 года.
Напомним, у Коми уже есть положительный опыт работы с госдолгом. Например, пишет БНК, в 2016 году размер госдолга составлял 41,8 млрд рублей или 78% от доходной части регионального бюджета. Вместе с тем, за счет планомерной и последовательной финансовой политики, уже в 2018 году впервые за долгое время удалось достичь профицита, когда доходы республиканского бюджета превысили его расходы, благодаря чему госдолг удалось сократить до 38%. А в 2019 году, вновь за счет профицита, удалось снизить республиканский госдолг до нового рекордного уровня в 33%.
Пандемия COVID-2019 внесла свои коррективы: вследствие вспышки коронавирусной инфекции, а также в связи с сокращением добычи нефти в соответствии с условиями ОПЕК плюс, доходы в бюджет резко сократились, одновременно произошло значительное снижение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета по сравнению с 2019 годом, при этом возникли существенные незапланированные расходы, связанные с преодолением последствий пандемии и ее профилактикой. Чтобы выполнить все ранее заявленные социальные обязательства (выплату пособий, индексации пенсий и зарплат) Коми, как и подавляющему большинству субъектов, пришлось брать кредиты, то есть вновь наращивать госдолг.
Для оптимизации государственного долга Минфин Коми использует долговые инструменты, которые позволяют минимизировать расходы на обслуживание государственного долга, в частности, использует возобновляемые кредитные линии, кредит федерального казначейства, привлекаемый под ставку 0,1%, а также использует остатки средств с казначейских счетов, привлеченные на единый счет республиканского бюджета. Все это позволяет эффективно управлять государственным долгом в краткосрочной перспективе, выполняя все ранее принятые социальные обязательства.
Кроме того, у республиканского правительства есть основания рассчитывать на дополнительную помощь федерального бюджета в виде дотаций, аналогичную той, которая была предоставлена республике в 2020 году, и которая в дальнейшем может быть направлена на сокращение государственных заимствований, сообщает пресс-служба Минфина Коми.