Курс на роскошь: компания Ineos передумала выпускать более компактные внедорожники
Британская компания Ineos Automotive меняет на 180 градусов стратегию развития: расширения модельного ряда в сторону более компактных и более доступных моделей не будет, наращивания объёмов производства тоже не будет, вместо этого Ineos хочет стать нишевым производителем роскошных внедорожников.
Компания Ineos Automotive была основана в 2016 году как дочка крупной нефтехимической компании Ineos, которую возглавляет британский миллиардер Джим Рэтклифф, страстный автолюбитель и большой фанат классического, рамного Land Rover Defender. Дебютной моделью Ineos стал среднеразмерный рамный внедорожник Grenadier, спроектированный при помощи австрийской компании Magna Steyr и внешне напоминающий классический Defender. На рынок Ineos Grenadier вышел в 2022 году, производится он на собственном заводе Ineos Automotive во французском Амбахе (это бывший завод Mercedes-Benz). В 2023 году гамму пополнил созданный на базе внедорожника пикап Ineos Grenadier Quartermaster.
На момент запуска в производство внедорожника Grenadier компания Ineos планировала выпускать по 30 000 — 40 000 машин в год, а после Grenadier модельный ряд должен был пополнить более компактный внедорожник Fusilier с несущим кузовом — его планировалось предлагать с полностью электрической и plug-in гибридной силовой установкой типа range extender. Ещё минувшей весной в планах Ineos также значился третий, маленький внедорожник — условный аналог Suzuki Jimny. В общем, со временем Ineos должна была стать довольно крупным автопроизводителем с широким ассортиментом «углеводородных» и электрических внедорожников, объём выпуска планировалось нарастить до 300 000 машин в год!
За два летних месяца всё резко поменялось: в начале июля компания объявила, что проект Fusilier отложен на неопределённый срок, а сегодня британский журнал Autocar со ссылкой на Джима Рэтклиффа сообщил, что младшие модели Ineos и вовсе отменяются. Вместо них компания хочет сосредоточиться на более престижных сегментах рынка — премиум и лакшери.
Объективная предпосылка к такому решению — слабые продажи Grenadier. Сама компания не раскрывает данные о продажах, но они есть у сторонних наблюдателей. Например, аналитическое агентство JATO Dynamics, публикующее статистику по европейскому рынку новых легковых автомобилей на основе данных регистраций, сообщает, что в 2023 году Ineos реализовала в Европе всего 2351 автомобиль, а за первую половину 2024 года — 660 автомобилей (-20% по сравнению с продажами в январе-июне 2023 года).
Дело в том, что для массового рынка Grenadier оказался слишком дорогим — его розничная цена примерно вдвое превысила расчётную, сейчас внедорожник стоит в Великобритании от 65 000 фунтов стерлингов. Вместе с тем для рынка элитных машин Grenadier слишком дёшев: Джим Рэтклифф, ссылаясь на отзывы дилеров, говорит, что цены на Grenadier надо не снижать, а поднимать, тогда состоятельная публика обратит на него внимание и начнёт рассматривать наравне с Mercedes-Benz G-класса.
11 июля в рамках Фестиваля скорости в Гудвуде (Великобритания) компания Ineos представила роскошную версию Detour внедорожника Grenadier, её выпустят тиражом 200 экземпляров по цене от 134 000 фунтов стерлингов, при этом отличия версии Detour от «простонародных» сводятся лишь к вороху аксессуаров, индпошиву салона из дорогих материалов и прочей декоративной кастомизации, которой заведует свежеоснованное подразделение Arcane Works. В будущем мы, очевидно, увидим другие спецверсии Grenadier от Arcane Works.
В интервью Autocar Джим Рэтклифф признаёт, что его изначальную идею сделать из Grenadier простую, надёжную и относительно доступную «рабочую лошадку» сегодня нельзя реализовать из-за давящей на рынок экологической повестки и ужесточения требований к новым автомобилям в области безопасности — активной, пассивной и кибербезопасности. Чтобы не платить углеродный штраф и не выполнять требования по обязательной доле электрических машин в объёме продаж в Великобритании, Ineos Automotive должна стать маленькой компанией и предлагать на рынке высокомаржинальные модели.
Для справки скажем, что в Великобритании с этого года действуют квоты на продажи электромобилей: в 2024 году доля машин с нулевым выхлопом должна составить 22% от общего объема продаж новых автомобилей, в 2025 году эта доля увеличится до 28%, в 2026-м — до 33%, в 2027-м — до 38%, в 2029-м — до 52%. Квоты, однако, не касаются производителей с объёмом продаж менее 2500 машин в год. Ineos пока с запасом укладывается в этот лимит.