Кроссворды в обучении: правила составления и практика использования
Кроссворд может использоваться для закрепления пройденной темы и запоминания новых терминов, для проверки изученного материала.
Они подходят для самостоятельной, парной, групповой и творческой внеурочной деятельности. Кроссворды помогают систематизировать знания, концентрируют внимание, активизируют память, логическое мышление, развивают грамотность, обогащают лексикон. Их можно не только отгадывать, но и составлять. В первом случаем можно оценивать долю отгаданных слов, во втором — точность и однозначность формулировок вопросов. Облегчить работу учителя могут кроссворды с ответами, а также онлайн-сервисы по составлению кроссвордов.
Есть несколько видов кроссвордов: классический, филворд, сканворд, японский кроссворд. Независимо от формата и объема кроссворда, загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже и единственном числе. В кроссворде не используют аббревиатуры и сокращения. Пересечения слов не должны быть случайными. Номера словам присваиваются последовательно: слева направо, сверху вниз. Вопросы формулируются емко, без однокоренных (с загаданным) слов.
При использовании кроссвордов учителю важно четко понимать, какой дидактической цели он отвечает, какие знания с его помощью могут быть закреплены и систематизированы, какие умения сформированы.