Крах города машин. 10 лет назад Детройт объявил о банкротстве
Chevrolet Bel Air, 1958г.
Только в 1960-е Большая Тройка автоконцернов из Детройта, включающая GM, Ford и Chrysler, начнет выпускать компактные модели. Ну как компактные — размером с отечественную «Волгу».
Как Детройт свернул не туда
Несмотря на гениальное решение Генри Форда повысить рабочим зарплаты, сами труженики об этом вскоре забыли. Став одним из самых промышленных городов США, Детройт оказался и одним из центров профсоюзного движения. Уже в 1920-е в городе начались протестные выступления, а также был создан профсоюз UAW — «Объединенные рабочие автопрома».
История профсоюзного движения — это тема для отдельной большой статьи. Но важно отметить, что в Детройте оно было успешным. Рабочие добились и повышения заработных прав, и серьезного усложнения процедуры увольнения, и больших пенсий, медицинских страховок, и прочего. Достаточно сказать, что многие предприятия американской автомобильной промышленности согласились даже на то, что у профсоюзов будут свои представители в советах директоров.
У войны с профсоюзами были и свои жертвы. Так, пережить ее не смог концерн Packard — производитель любимых лимузинов Иосифа Сталина. По легенде, Сталин как-то показал директору завода собственного имени Ивану Лихачеву автомобиль Packard и спросил: «Можете сделать такой же?». На это Лихачев ответил: «Можем лучше, товарищ Сталин!». Вождь СССР остановил Лихачева словами: «Лучше — не надо».
ЗИС 110, 1947г.
Так или иначе, советские лимузины ЗИС действительно очень похожи на машины Packard. А их последующие модели уже под маркой ЗИЛ пережили оригиналы на полвека.
Вторая Мировая Война также повлияла на успехи профсоюзного движения. Каким образом? Она уничтожила конкурентов американскому автопрому в остальном мире. И Большой Тройке не составило труда уступить рабочим, если это делали все три концерна. Фактически GM, Ford и Chrysler просто переложили сопутствующие расходы на плечи покупателей.
Впрочем, успех профсоюзов не остался незамеченным для автомобильных компаний. Уже в 1960-е на предприятиях в Детройте стали активно внедрять автоматизацию производства, а новые заводы строить не в «Городе моторов», а в Южных Штатах, где рабочая сила была дешевле и куда профсоюзы еще не добрались.
Вместе с тем, наметилась и другая тенденция. В Детройт за высокими зарплатами устремилось афроамериканское население. В свою очередь, белые жители города стали массово переселяться в пригороды. В тот период существовала негласная расистская практика, когда потомки выходцев из Африки не могли поселиться в «белых» районах, так как банки просто отказывали им в ипотеке. Зато многоквартирные дома в центре города все активнее заселялись афроамериканскими приезжими.
Две эти тенденции — приток низкоквалифицированной рабочей силы и перемещение автомобильного производства из Детройта в южные штаты — пересеклись уже в конце 1960-х. Внезапно в городе, который всего несколько лет назад процветал, возникла заметная безработица.
Шах бежал из Ирана
Именно так называлась глава в знаменитой книге экс-главы компаний Ford и Chrysler Ли Яккоки «Карьера менеджера». 16 января 1979 года шах Ирана Моххамед Реза Пехлеви бежал из страны, что стало победой Исламской революции и привело к введению санкций в отношении страны, которые не сняты до сих пор.
К Детройту это имело самое прямое отношения. Иран — крупный экспортер нефти, и победа революции привела к резкому сокращению ее поставок и первому «нефтяному кризису». Бензин в США, годами стоивший чуть ли не дешевле воды, резко подорожал.
Только в этот момент выяснилось, что американские автомобили совершенно неэффективны в плане топливной экономичности. Таким параметром в Детройте просто не озаботились, делая ставку на мощность и комфорт.
Американское общество стало искать альтернативу и быстро выяснило, что есть машины существенно более экономичные: в первую очередь японские и немецкие.
Toyota RAV4, 1996г.
К тому же японские модели оказались еще и заметно дешевле. Toyota, Honda, Nissan и Mazda экономили на рабочей силе. Японские рабочие тоже пытались устраивать забастовки. Например, в конце 1940-х стачку устроили сотрудники Toyota. Компания отреагировала тут же, уволив всех бастующих.
Чуть позже японские концерны станут открывать и свои заводы в США. Но не в Детройте, и без сотрудничества с UAW.
Так или иначе, но череда нефтяных кризисов стала ударом, которые автопром Детройта, и без того погрязший в противоречиях, уже не выдержал. Население города стало сокращаться, опустевшие здания, например завода Packard, так и остались никому не нужными, а доля белых жителей города упала до 10%.
Штаб-квартиры Большой Тройки до сих пор располагаются в Детройте, действуют и некоторые автомобильные заводы, в том числе знаменитый «Ривер Руж» Генри Форда. Количество рабочих на нем за счет автоматизации и сокращения производства сократилось примерно в десять раз.
При этом нельзя сказать, что американский автопром как таковой переживает кризис. Вовсе нет, самый крупный автомобильный завод в мире сейчас принадлежит именно американской компании. Но есть два «но». Расположен он не в Детройте и вообще не в США. И он не имеет никакого отношения к «Большой Тройке». Речь о Гигафабрике Tesla в Шанхае, мощность которой уже сейчас превышает 1 млн машин в год.
А Детройт, пережив десять лет назад банкротство, так и остался разрушающимся памятником былому величию и неплохой декорацией для постапокалиптических фильмов.
127 лет назад представили первый русский автомобиль. Вот что он мог
Во Франции в старом сарае нашли коллекцию ретроавтомобилей. Видео
Самые быстрые машины встретились в Гудвуде. 10 главных новинок