Как получить перерасчет за некачественные услуги по содержанию общего имущества?
Руководитель Службы Республики Коми стройжилтехнадзора Ольга Микушева рассказала, как собственникам получить перерасчет платы за содержание общего имущества, если управляющая организация не выполняет свои обязанности или делает это некачественно.
Кто должен контролировать работу управляющей компании, фиксировать нарушения, добиваться качественной работы?
Управляющие организации обязаны выполнять работы по содержанию общего имущества собственников в соответствии с договором управления. Контролировать работу управляющей компании должны собственники помещений в доме. Для контроля, а также для взаимодействия с управляющей компанией по вопросам содержания дома собственники обязаны создать Совет многоквартирного дома.
Можно ли не оплачивать услуги УК, если она выполняет их некачественно?
Нет, нельзя. Услуги по содержанию общего имущества должны быть оплачены. Если УК выполняет их некачественно, потребители вправе получить перерасчет. Основанием для перерасчета может служить только заявление о перерасчете и приложенный к нему акт о некачественной услуге. Других оснований для перерасчета законодательством не предусмотрено.
Даже если собственник обращается в Службу стройжилтехнадзора, и мы устанавливаем нарушение качества работы УК, результат проверки не может служить основанием для перерасчета. Поэтому, если возникают нарекания к качеству содержания общего имущества, необходимо в первую очередь обращаться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации.
Расскажите подробнее, в какой форме нужно обращаться, и как составить акт о некачественной услуге?
Обратиться можно письменно или устно, в том числе по телефону. При обращении необходимо назвать свои ФИО, адрес помещения, где обнаружено нарушение, вид услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен зарегистрировать обращение, сообщить свои ФИО, номер обращения и время его регистрации. Если сотруднику АДС известны причины некачественной услуги, он должен сообщить их, а также проинформировать о запланированных работах по устранению нарушения.
Если причины нарушения качества неизвестны, сотрудник АДС назначает проверку, которая должна быть проведена в течение двух часов после обращения. По согласованию с потребителем проверка может быть проведена позже.
По результатам проверки составляется акт, в котором отмечается дата и время проверки, описываются нарушения и методы их выявления, делаются выводы о дате и времени начала нарушения качества. Акт подписывается потребителем и представителем управляющей организации.
Верно составленный и подписанный акт потребитель прикладывает к заявлению о перерасчете платы и направляет в управляющую организацию. На основании такого заявления УК обязана провести перерасчет за некачественную услугу.
Что делать, если не удается составить акт – например, управляющая компания не реагирует на заявку, отказывается проводить проверку? Или если проверка проведена, нарушение выявлено, но УК не подписывает акт?
Жители дома могут самостоятельно зафиксировать нарушение. В проверке без участия УК в обязательном порядке должны участвовать председатель Совета многоквартирного дома и не менее двух собственников. Акт составляется аналогично акту проверки, проведенной с управляющей компанией, но в нем необходимо указать причину, почему акт подписывается только жильцами.
Здесь нужно заострить внимание на важном моменте. Законом установлено четкое требование, согласно которому акт проверки без участия УК должен быть подписан председателем Совета МКД и не менее чем двумя собственниками, участвующими в проверке. Если это требование не будет соблюдено, УК будет вправе отказать в перерасчете платы, даже если услуга, действительно, оказана некачественно или совсем не оказана, а акт подписан всеми жильцами дома.
То есть получается, что жильцы дома, где есть Совет МКД, при нарушениях могут даже не обращаться в управляющую компанию, а составлять акт самостоятельно?
Не совсем так. При выявлении нарушения жильцам в первую очередь необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Если в течение двух часов после обращения управляющая компания не провела проверку или не согласовала с обратившимся иное время, а также в случае, если представитель УК отказывается подписать акт, собственники могут самостоятельно провести проверку и оформить акт.
Кроме того, если после обращения в аварийно-диспетчерскую службу управляющая компания не реагирует, необходимо направить жалобу в Госжилинспекцию, и мы привлечем УК к ответственности.