Госсовет Коми поддержал федеральный закон о введении QR-кодов

Госсовет Коми большинством голосов поддержал введение QR-кодов по всей стране
Поправки в федеральное законодательство поддержал 21 депутат из 28 присутствующих на заседании.

В повестке ноябрьского заседания осенней сессии Государственного совета Коми оказалось два проекта постановления с идентичными названиями — «О проекте федерального закона №17357-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Вот только авторы у них были разные, а смысл — диаметрально противоположным.

Автором первого проекта постановления является депутат из фракции КПРФ Виктор Воробьев. В электронной базе Госсовета его документ появился 19 ноября. В нем говорится, что Госсовет не поддерживает федеральный законопроект, предусматривающий введение обязательных QR-кодов для посещения массовых мероприятий, организаций культуры, общественного питания, розничной торговли и иных объектов. В сопроводительных документах указывается, что это «может привести к существенным ограничениям целого ряда конституционных прав и свобод». В пояснительной записке перечисляются три причины, почему не стоит принимать федеральный закон. Во-первых, это нецелесообразно, «поскольку действующее законодательство о чрезвычайном положении уже и так позволяет при наличии достаточных оснований (в том числе в связи с эпидемиями) предпринимать серьезные ограничения прав и свобод человека и гражданина». Автор замечает, что «законопроект лишь перекладывает нежелательную политическую ответственность за такие непопулярные ограничения с главы государства на губернаторов, хотя очевидно, что и сейчас решения о них фактически принимаются на федеральном уровне и лишь оформляются на уровне регионов».

Во-вторых, законопроект вводит использование QR-кодов в немедицинских целях, что с точки зрения органов Совета Европы, членом которого является Россия, недопустимо и приводит к незаконной дискриминации граждан. В-третьих, указывает Виктор Воробьев, законопроект содержит существенные правовые и юридико-технические огрехи.

Второй проект постановления появился в базе Госсовета 22 ноября. Его авторами являются председатель республиканского парламента Сергей Усачев и вице-спикер Владимир Косов (оба — из фракции «Единая Россия»).

В этом постановлении говорится, что Госсовет в целом поддерживает федеральный закон, но с некоторыми оговорками, уточнениями и предложениями. Например, республиканский парламент указывает, что в законопроекте полномочия по обеспечению гражданам возможности посещения массовых мероприятий и организаций закреплены за региональной властью, хотя по другому федеральному закону — за органами местного самоуправления. Кроме того, неясно, почему перечень объектов, которые могут посещать люди, определяет высшее должностное лицо субъекта, из-за чего в каждом отдельно взятом регионе список будет разным.

Госсовет предлагает выдавать QR-коды и тем, у кого есть справка о диагностическом титре антител к новой коронавирусной инфекции.

Не совсем ясно прописано, как доставлять документацию на бумажном носителе до труднодоступных местностей. Кроме того, это приведет к существенным дополнительным расходам за счет регионов. И надо бы понять, кто именно этим будет заниматься.

«Представляется неясной цель и смысловая нагрузка положения, констатирующего право гражданина обратиться в медицинскую организацию за документом о проведенной ему профилактической прививке, который при этом не будет являться «пропуском» на соответствующие мероприятия и объекты», — указывают авторы отзыва на проект федерального закона.

У Госсовета вызывает сомнение и необходимость представления вместе с QR-кодом документа, удостоверяющего личность. Непонятно — это может быть только паспорт или, например, водительское или пенсионное удостоверение.

«Требуется уточнение в отношении возможности отображения сведений о результатах ПЦР-тестирования исключительно на смартфоне (почему не предусмотрены иные электронные устройства). Неясно, почему пропуск на объекты будет осуществляться на основании документации, а срок действия устанавливается не для документа, а для двухмерного штрихового кода. Отсутствует регулирование вопросов срока действия штрихового кода для граждан, имеющих медицинский отвод от вакцинации», — такие то ли вопросы, то ли предложения перечислены в приложении.

На заседании 24 ноября депутаты сначала рассмотрели проект Виктора Воробьева. С трибуны он повторил некоторые тезисы из текста проекта постановления и добавил, депутаты в последнее время получили огромное количество обращений от избирателей, которые просят не поддерживать федеральный законопроект. Только в Сыктывкаре, по его словам, в КПРФ поступило несколько тысяч подписей от противников. Он сказал, что борьба с коронавирусом важна, но не надо заниматься имитацией.

— В условиях, когда мы стоим перед серьезными вызовами, нам нужна солидарность, а не деление на касты, классы, сегрегация, недопуск в определенные места, — заявил Виктор Воробьев.

По его мнению, федеральный законопроект извращает законодательство. Депутат назвал политическим мошенничеством то, что заявляется, будто QR-коды дают ложную убежденность в том, что люди будут в безопасности.

Когда дошло время до второго проекта постановления, вице-спикер Владимир Косов передал слово госпитальному эпидемиологу Коми республиканской клинической больницы Веронике Орловой. По ее словам, QR-коды позволят снизить уровень заболеваемости и смертности от коронавируса. Она сказала, что более 1200 умирающих в день в целом по России — это ужасающая смертность.

— Ограничить всего лишь на четыре месяца людей в каких-то правах — это пойдет в плюс, — сказала она. — Призываю осознанно подойти к законопроекту и спасти людей.

Владимир Косов заявил, что всецело поддерживает законопроект, но выразил сомнение, что он все-таки будет принят, так как до 1 февраля ситуация может измениться.

После этого Сергей Усачев, сославшись на регламент, поставил на голосование вопрос о допуске к обсуждению каждого из проектов постановлений. Проект Виктора Воробьева набрал 6 голосов поддержки, проект Сергея Усачева и Владимира Косова — 21. Таким образом, первый документ был признан отклоненным, депутаты стали рассматривать второй проект как основной.

В итоге проект постановления поддержал 21 депутат, четверо были против, трое воздержались, сообщает БНК.