Экономист Литвиненко разъяснила, снизится ли доступность машин на рынке РФ на фоне санкций
Автосалон Volkswagen
Фото Volkswagen
Невозможность сохранения денег за счет традиционных инструментов сбережения и падение курса рубля – главные причины роста цен на автомобили, который уже начался. Это следует из разговора КЭН и доцента кафедры управления и предпринимательства МГГЭУ Инны Литвиненко с корреспондентом Autonews.ru.
Прежде всего, она отметила, что снижение доступности автомобилей для рядовых покупателей стоит ждать за счет дальнейшего изменения курсовых соотношений рубля и валют стран-экспортеров товаров, необходимых для их производства. По мнению Литвиненко, рубль может «просесть» еще сильнее, что, в свою очередь, увеличит спрос, а рост спроса неизбежно ведет к удорожанию товара.
«Снижение курса рубля приводит к удорожанию этих закупок в рублевом эквиваленте, при их неизменной цене в иностранной валюте. Пропорционально доле импорта в стоимости автомобиля увеличивается и его цена. Что, собственно, мы наблюдаем уже сейчас, — пояснила Инна Литвиненко.
Весьма существенно на доступность автомобилей повлияют и перемены в инвестиционном климате России. Из-за того, что теперь деньги (в рублях) сложно или даже невозможно сохранить за счет традиционных инструментов сбережения, начинает расти спрос на дорогостоящие товары длительного пользования, в том числе автомобили.
«Ситуация с возникновением избыточного спроса уже сейчас начинает усугубляться снижением предложения. Так, многие иностранные производители, в том числе Audi, BMW, Renault, Hyundai, Ford, Volvo, General Motors, Skoda, Porsche, Volkswagen заявили об ограничении сотрудничества с Россией, в том числе прекращении поставок на ее территорию. Ожидается сходные меры со стороны других автопроизводителей», — отметила Инна Литвиненко.
В нынешней ситуации, добавила эксперт, значительно подорожают не только новые, но и подержанные автомобили. По крайней мере, на иномарки цены вырастут от 20 до 50%, причем в первую очередь под удорожание попадут «свежие» машины возрастом до 5-7 лет.
Таким образом, мы сейчас входим в новые реалии нашей жизни, где относительно авторынка будут и резкое снижение предложения, и резкий рост спроса. При этом другие негативные факторы, как, например, разрывы логистических цепочек, увеличение ключевой ставки до 20%, а также высокие риски роста безработицы и сокращения доходов могут снять вопрос обновления автомобиля для многих наших сограждан как минимум на ближайший год, резюмировала Литвиненко.