ЕГР клапан: для чего нужен в машине и зачем его глушат
Что такое ЕГР
ЕГР (от английского Exhaust Gas Recirculation) — применяемая в бензиновых и дизельных двигателях система рециркуляции выхлопных газов. За счет направления их части во впускной коллектор, а далее в цилиндры достигается снижение температуры в камере сгорания, что позволяет ограничить образование «теплолюбивых» токсичных окислов азота NOx. Без ЕГР невозможно добиться соответствия ДВС эконормативам от Евро-5 и выше.
Оборотной стороной использования ЕГР является:
- Увеличение содержания в выхлопе сажи, в первую очередь у дизельных моторов из-за особенностей сгорания в них топлива. Это влечет за собой необходимость установки противосажевых фильтров и, как следствие, удорожание автомобиля.
- Увеличение износа цилиндро-поршневой группы, прежде всего из-за того, что сажа в моторах с ЕГР тверже на 50-60%, чем в ДВС без этой системы.
- Существенный риск образования внутри дизелей серной и сернистых кислот (с неприятными последствиями) при использовании топлива с повышенным содержанием серы.
Как работает ЕГР
Эффект ЕГР обеспечивается двумя способами:
- Подбором и регулировкой фаз газораспределения у ДВС с фазовращателями.
- С помощью специального/ых клапана/ов в перепускном/ых контуре/ах, соединяющем/их системы выпуска и впуска. Далее речь пойдет именно об этом варианте ЕГР.
В системах ЕГР могут применяться клапаны разного типа. Наиболее совершенные имеют электропривод и «завязаны» на электронный блок управления двигателем. Исправный клапан ЕГР чаще всего закрыт при работе двигателя с полной нагрузкой, когда от него требуется вся мощность. Однако в некоторых моторах, например турбодизелях семейства Ingenium компании Land Rover, имеется второй контур ЕГР, который при таком сценарии позволяет рециркулировать выхлопные газы со сниженным давлением без заметной потери мощности ДВС.
У турбодизелей в контуры ЕГР нередко встраиваются жидкостные теплообменники для более точной регулировки температуры рециркулируемых выхлопных газов, а также для ускоренного прогрева ДВС.
В бензиновых моторах с системой ЕГР рециркулируется до 20% (у прямовпрысковых больше) выхлопных газов, в дизелях — до 50%.
Где находится клапан ЕГР
Будучи частью «дыхательной системы» ДВС, клапаны ЕГР располагаются в моторном отсеке между впускным и выпускным трактом. Конкретное место установки блока ЕГР зависит от модели двигателя.
Чистка клапана ЕГР
У исправно работающего ДВС содержание паров масла в выхлопе минимально, поэтому клапаны ЕГР при использовании качественного топлива и моторного масла нуждаются лишь в профилактической чистке при пробеге порядка 50 000 км. Стоимость этой процедуры от 2500 руб. Обычно ресурс самого клапана составляет 150 000 — 180 000 км.
Неисправности ЕГР клапана
Система ЕГР выходит из строя в основном по двум причинам:
- Неисправность пневматического или электрического привода клапана ЕГР.
- Заклинивание клапана ЕГР в промежуточном, полностью открытом или закрытом положении из-за накопления мазутообразных отложений, которые образуются от смешения выхлопа и паров моторного масла.
Последние появляются в результате износа цилиндро-поршневой группы и/или уплотнений турбокомпрессора, а также конструктивных особенностей самого клапана ЕГР у некоторых двигателей.
Без устранения причин этих проблем чистка или замена блока ЕГР даст результат лишь на короткое время, после чего клапан рециркуляции выхлопных газов вновь заклинит. В этом случае мотор начнет работать нестабильно и потеряет мощность.
Зачем глушат клапан ЕГР
Нередко в случае выхода из строя системы ЕГР ее предпочитают не ремонтировать, а отключать ради экономии денег без оглядки на экологию. Сам блок с клапаном в зависимости от производителя может стоить от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей плюс оплата работ. Комплект же заглушек, перекрывающих каналы ЕГР, обойдется в разы дешевле. Качественные заглушки изготавливаются из нержавеющей стали толщиной 2,5-3 мм.
Однако в случае с современными ДВС такое «хирургическое вмешательство» обязательно должно сопровождаться программным отключением ЕГР и перезаливкой программы управления. Лучший вариант, когда имеется софт для такого же двигателя, который для рынков развивающихся стран с завода идет без блока ЕГР. В противном случае, настройка мотора с заглушенной системой ЕГР превращается в сложную и дорогостоящую операцию. Если она пройдет неудачно, на приборной панели постоянно будет гореть тревожный индикатор Check engine, может включиться аварийный режим принудительного ограничения мощности мотора, увеличится расход топлива.
Комментарии эксперта
Стоит ли глушить систему ЕГР? С этим вопросом мы обратились к нашему эксперту, который в силу занимаемой должности в официальных структурах уважаемой немецкой марки пожелал сохранить инкогнито:
«При исправном двигателе глушение ЕГР позволит сэкономить на профилактической очистке системы впуска, уменьшит количество сажи в выхлопе. Однако на другой чаше весов — ущерб для экологии.
Заглушив ЕГР на изношенном двигателе, можно добиться устранения клубов черного, сажевого дыма из выхлопной трубы. Но это чисто внешний эффект. Без замены, например, форсунок, которые переливают топливо, велик риск прогара поршней, поскольку с отключением ЕГР температура в цилиндрах повысилась еще сильнее.
Глушение ЕГР в какой-то мере оправдано на сильно изношенном дизеле с недостаточной компрессией, у которого в конце такта сжатия температура в камере сгорания слишком низка для оптимального воспламенения рабочей смеси. Устранив ЕГР, температуру можно повысить и тем самым продлить агонию такого мотора».