дизельный, бензиновый, с большим пробегом :: Autonews
Двигатели
05 окт, 17:57
17:57
Какое масло заливать в двигатель лучше всего объяснили эксперты
Моторное масло, теряющее свои свойства в процессе эксплуатации, периодически требует замены. Какие моменты необходимо учитывать, чтобы определить, какое масло заливать в двигатель
Как выбрать масло для двигателя
Моторное масло (лубрикант) — это химически сложная техническая жидкость, состоящая из базового масла определенного типа и присадок различного назначения. Моторное масло решает четыре основные задачи:
- Снижает износ движущихся деталей.
- Защищает ДВС от коррозии.
- Защищает ДВС от образования отложений, которые снижают отдачу двигателя и способствуют его ускоренному износу.
- Охлаждает ДВС.
Кроме того, правильно подобранное с учетом условий эксплуатации и пробега моторное масло облегчает пуск ДВС в мороз и уменьшает расход топлива.
В зависимости от особенностей конструкции ДВС производитель автомобиля подбирает наиболее оптимальный вид моторного масла, который указывается в руководстве по эксплуатации.
Базовые масла
По типу базового масла различают следующие моторные масла:
1. Минеральные
Это натуральные масла. Их получают из остаточных продуктов перегонки нефти. Поскольку состав последней нестабилен и технологии переработки на различных НПЗ имеют свои особенности, то для обеспечения требуемых характеристик вязкости моторного масла применяются загущающие присадки. Они достаточно быстро срабатываются под воздействием высоких температур, что заставляет менять минеральные моторные масла чаще, примерно каждые 5-6 тыс. км пробега. Кроме того, минеральные моторные масла заметно теряют текучесть при минусовых температурах, а это затрудняет пуск непрогретого двигателя в морозы и увеличивает износ компонентов ДВС. Наконец, при термическом разложении минеральные моторные масла достаточно активно образуют различные отложения. Козырь минеральных моторных масел — их низкая цена.
2. Синтетические
Как следует из названия, такие моторные масла являются продуктом синтеза углеводородов, т.е. химическими соединениями, искусственно созданными для решения определенных задач. Синтетические моторные масла в отличие от минеральных обладают гораздо большей стабильностью, что позволяет удлинять межсервисные интервалы. Кроме того, «синтетика» при прочих равных меньше густеет в морозы. Сложность технологии изготовления обуславливает достаточно высокую стоимость синтетических моторных масел.
3. Полусинтетические
Комбинированный вариант. В таких смешанных моторных маслах содержание синтетической составляющей не более 30%, а остальное приходится на «минералку». Соответственно, свойства «полусинтетики» и ее цена также находятся на неком промежуточном уровне.
Основные виды присадок к базовым маслам
Более тонкую «настройку» свойств моторных масел выполняют с помощью пакета присадок. Вот основные из них:
1. Антиокислительные
Замедляют старение моторного масла под действием высоких температур.
2. Антикоррозийные
Препятствуют образованию ржавчины внутри двигателя.
3. Противопенные
Ограничивают вспенивание моторного масла, в частности, при попадании в него влаги. Тем самым такие присадки улучшают смазываемость деталей ДВС.
4. Понижающие температуру застывания
Облегчают пуск непрогретого ДВС в мороз.
5. Противозадирные
Увеличивают стойкость масляной пленки на поверхностях деталей ДВС при высоких механических и температурных нагрузках.
6. Моющие
Предотвращают образование отложений на горячих деталях ДВС.
Стандарты качества моторного масла
Система стандартов моторного масла начала складываться после Первой мировой войны. Периодически спецификации меняются в соответствии с акцентами на те или иные характеристики автомобилей. Так, в 90-е годы прошлого века упор делался на увеличение межсервисных интервалов, затем на совместимость масел с существенно усложнившимися системами очистки выхлопа, а теперь на экономичность и способность масел снижать риск возникновения разрушительного эффекта LSPI, преждевременного воспламенения рабочей смеси на такте сжатия в новомодных прямовпрысковых бензиновых турбомоторах малого рабочего объема. В связи с этим не все масла различных спецификаций являются взаимозаменяемыми.
В настоящее время используются три стандарта моторного масла для легковых, легких коммерческих автомобилей и микроавтобусов:
1. API
Стандарт Американского института нефти. Обозначения спецификаций моторных масел для моделей с бензиновыми ДВС начинаются с буквы «S», с дизелями — с «С». Идущие по порядку латинского алфавита вторые буквы указывают на новизну стандарта. Сегодня действуют стандарты от SJ до SP и от CF до CJ-4. Классификация API не используется европейскими производителями. На канистрах с европейскими маслами могут указываться классы по API, но без сопровождения знака действующей омологации.
2. АСЕА
Стандарт от Ассоциации европейских производителей автомобилей более жесткий по сравнению с классификацией API. Обозначения спецификаций моторных масел для моделей с бензиновыми ДВС начинаются с буквы «А», с дизелями — с «В», с максимально экологичными моторами — с «С». Сегодня действуют стандарты от А3/В3 до А5/В5 и С1-С5.
3. ILSAC
Стандарт от Американской и Японской ассоциаций производителей автомобилей в целом соответствует классификации API, но более жесткий в отношении ряда параметров. Применяется к маслам для моделей американских, корейских и японских марок. Сегодня действуют стандарты от GF-3M до GF-6M для бензиновых и дизельных ДВС.
Классификация моторных масел по вязкости
Классификация моторных масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE), позволяет судить о диапазоне температур воздуха за бортом, при которой масло сохраняет требуемую текучесть и защитные свойства:
1. Зимние масла
В маркировке используются числа в сочетании с литерой «W» (Winter — Зима, англ.), например, 10W. При вычитании 35 из присутствующего на канистре числа получаем минимальную температуру, при которой возможен пуск ДВС.
2. Всесезонные масла
В маркировке используется сочетание число-литера «W»-число, например, 5W-30. Первое число несет ту же информацию, что и в случае с зимним маслом. Второе число указывает на максимальную температуру забортного воздуха, при которой масло сохраняет свои свойства. Чем больше это число, тем выше вязкость масла и температура. 20 соответствует нижнему пределу в +15º С, 30 — до +30º С, 40 — до +40º С (0W-40; 5W-40; 10W-40) или до +45º С (15W-40; 20W-40; 25W-40), 50 и 60 — до +50º С и свыше +50º С соответственно.
3. Летние масла
В маркировке используется только число, указывающее на максимальную температуру забортного воздуха, при которой масло сохраняет свои свойства.
Какое масло лучше для бензиновых двигателей
Ориентироваться следует на рекомендации компании, выпустившей автомобиль. Соответствующая информация имеется в сервисной книжке или ее можно узнать у дилера. Крупные автопроизводители нередко разрабатывают собственную систему допусков для моторных масел, например, MB 228.51, RENAULT RLD-3, VOLVO VDS-4.5. В таких допусках требования к моторным маслам для ДВС той или иной модели определены более точно, чем в общих международных стандартах. Информация о последних в обязательном порядке присутствует на канистрах с моторным маслом, и именно она является определяющей, если автопроизводитель не указывает «фирменные» допуски.
Если разрешено использование лубрикантов с разными типами базовых масел, то в регионах с теплым климатом для экономии бюджета можно использовать продукты на минеральной основе. В остальных случаях — полусинтетические и синтетические масла. Для мощных современных ДВС, испытывающих существенные тепловые нагрузки, предпочтительнее «синтетика» на основе полиальфаолефинов (ПАО-масла) с низкой испаряемостью и высокой стабильностью в экстремальных условиях эксплуатации. Правда, и цена у ПАО-масел соответствующая…
Какое масло лучше для дизельных двигателей
Моторные масла для дизельных двигателей имеют свою специфику, что связано с особенностями процесса сгорания тяжелого топлива в ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия. Такие масла должны обладать:
- Повышенным щелочным числом, чтобы замедлить старение лубриканта, активно набирающего кислотные соединения.
- Высокой эффективностью моющих присадок, от которых требуется способность связывать частицы сажи и очищать двигатель от нагара.
- Отличными противоизносными свойствами, поскольку для дизелей характерны высокие нагрузки на элементы цилиндропоршневой группы уже на низких оборотах, когда давление масла в смазочных каналах еще не оптимально.
- Устойчивостью к возникающим локально высоким температурам, характерным для мощных дизелей.
Кроме того, масло для современных дизелей должно быть совместимо с многокомпонентными катализаторами и сажевыми фильтрами (DPF). Информация об этом также указывается на канистре с маслом, например, Elf Evolution Full-Tech FE.
Сами же принципы подбора моторного масла для ДВС на тяжелом топливе те же, что и в случае с бензиновыми моторами.
Какое масло заливать в двигатель летом
В регионах с жарким или резко континентальным климатом летом можно использовать моторные масла с индексом высокотемпературной вязкости от 40 до 60. Это тем более оправдано для ДВС с солидным пробегом, у которых вследствие износа начался масложор. Умерить его позволяет более вязкое масло с меньшим расходом на угар.
Какое масло заливать в двигатель зимой
Также в зависимости от климата региона, в котором эксплуатируется автомобиль, следует подбирать моторные масла на зиму. При устойчивых сильных морозах выбор сводится к «синтетике» и «полусинтетике» (для моторов с пробегом более 70 000 км). В любом случае, минимальным на настоящий момент является «нулевой» индекс низкотемпературной вязкости. Зимние и всесезонные масла с маркировкой 0W или 0W-X сохраняют достаточную текучесть, чтобы при температуре до -35º С оставалась возможность запустить непрогретый двигатель. В регионах с холодными зимами при выборе между всесезонными маслами стоит отдавать предпочтение тем, у которых вторая цифра в маркировке, указывающая высокотемпературную вязкость, ниже. В таких условиях масло 0W-30 оптимальнее 0W-40, поскольку, как показывают замеры и практика, у первого запас по текучести больше. Впрочем, в приоритете должны оставаться рекомендации автопроизводителя.
Какое масло лучше заливать в двигатель с большим пробегом
Сегодня большим пробегом для ДВС считается в среднем 100 000-150 000 км, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае должны учитываться условия эксплуатации автомобиля. Естественный износ двигателя предполагает и смену «масляной диеты». В любом случае, следует:
- Оставаться в рамках рекомендаций автопроизводителя.
- В случае, если указанное в руководстве по эксплуатации масло больше не производится, подбирать лубрикант с совместимыми стандартами качества и требуемой вязкости.
- Не использовать масла с пониженным показателем HTHS (высокотемпературной вязкости при высокой скорости сдвига), который определяет способность масла, достигшего рабочей температуры в 150º С, проходить через маленькие зазоры между быстро движущимися деталями ДВС. Такие топливосберегающие масла в изношенных двигателях не создают защитную пленку достаточной толщины, а кроме того, возрастает риск утечки масла через различные уплотнители.
- Перейти на масло с несколько бОльшей высокотемпературной вязкостью, например, с 5W-30 на 5W-40, если, конечно, это разрешено компанией-производителем. Летом предпочтительнее 5W-40, а зимой, чтобы избежать проблем с холодным пуском, — менее вязкое 5W-30.
Комментарий эксперта
Как следует подбирать моторные масла в условиях, когда многие именитые зарубежные производители лубрикантов покинули российский рынок? Рекомендации дает наш эксперт, в силу занимаемой должности в крупной немецкой компании пожелавший сохранить инкогнито.
«В действительности, недостатка в предложении не наблюдается. Сегодня российские автовладельцы могут выбирать из более чем 500 наименований моторного масла. Правда, значительную часть их составляет продукция мало- или совсем неизвестных компаний. Ее использование в современных высокотехнологичных двигателях — немалый риск. Не все однозначно и с качеством привычных масел, поставляемых по параллельному импорту. К тому же цена таких лубрикантов с фирменными лэйблами кусается», — отметил он.
Конечно, как признает эксперт, есть масла российских производителей, но им зачастую пришлось перейти на использование присадок от альтернативных поставщиков, прежде всего китайских. Но, по его мнению, пока недостаточно статистических данных, чтобы судить, насколько успешно прошла такая замена.
«Наиболее рациональным решением видится выбор импортных моторных масел, которые поставляются в Россию официально и при этом обладают гарантированно высоким качеством», — считает эксперт.
К числу таких продуктов относятся масла линейки The Beast для бензиновых и дизельных ДВС от SHL Co. Ltd., ведущего поставщика смазочных материалов для корейской промышленности, и в частности, для концерна Hyundai Motor и компании Renault Korea Motors, выпускающей модели под маркой Samsung. Еще один заслуживающий внимания вариант — моторные масла от Opet Petrolcülük A.Ş, крупнейшего нефтепереработчика Турции. Продукция этих производителей соответствует всем современным нормативам и, что немаловажно для России, «морозоустойчива», а ее цена вполне демократична.