Депутаты Госсовета Коми просят федерацию не отменять льготу по НДПИ для сверхвязкой нефти

Депутаты Госсовета Коми подготовили обращение в Совет Федерации и Государственную Думу о необходимости сохранения действующих льгот для сверхвязкой и высоковязкой нефти, а также для лицензионных участков недр с высокой выработанностью запасов.

По оценкам экспертов, отмена льгот в долгосрочной перспективе повлечет прямые потери доходов федерального и региональных бюджетов, обусловленные сокращением производственных и инвестиционных программ предприятий из-за значительного снижения рентабельности добычи сверхвязких нефтей.

По оценке Министерства финансов Коми, в результате вступающих в силу изменений поступления в бюджет Республики Коми в виде налога на прибыль организаций могут снизиться более чем на 7,8 миллиардов рублей. Неизбежны и другие негативные для финансовой устойчивости региона последствия, в том числе сокращение рабочих мест в нефтяной отрасли и других смежных отраслях, снижение объемов уплаты в региональный и местные бюджеты налога на доходы физических лиц.

По мнению парламентариев, отмена льгот для сверхвязкой и высоковязкой нефтей, а также лицензионных участков с высокой выработанностью запасов может привести к необратимым последствиям для дальнейшей разработки данной категории месторождений. Из-за резкого снижения эффективности возникнет необходимость консервации действующих скважин и отказа от бурения новых, остановки эксплуатации нефтешахт и объектов инфраструктуры.

Обращение планируется принять на заседании сессии Госсовета Коми 26 ноября.

Государственного Совета Республики Коми в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о необходимости сохранения действующих льгот по налогу на добычу полезных ископаемых и вывозным таможенным пошлинам для сверхвязкой и высоковязкой нефти, а также для лицензионных участков недр, степень выработанности которых составляет более 80%

В Российской Федерации извлекаемые запасы сверхвязкой нефти, по оценкам специалистов, составляют порядка 2 млрд тонн. Более 15% из них находятся в Республике Коми, которая по этому показателю занимает одно из ведущих мест в стране.

Учитывая величину запасов сверхвязкой нефти и зависимость социальной инфраструктуры нефтедобывающих регионов от нефтяной промышленности, вопрос эффективной разработки этих запасов в современных экономических условиях приобретает государственную значимость. Как показывает мировая практика (Канада, Венесуэла), разработка эффективных технологий для выхода на рентабельную добычу сверхвязкой нефти требует длительного времени и значительных инвестиций, но и приносит устойчивый доход государству.

Добыча сверхвязких нефтей с использованием современных технологий производится двумя основными способами: парогравитационным дренированием (скважинный метод) и термошахтным способом (применяется только в России, на Ярегском месторождении). Извлечение углеводородов возможно только при снижении вязкости до уровня традиционных нефтей, что требует применения дорогостоящих технологий добычи: строительства шахт, горизонтальных эксплуатационных и паронагнетательных скважин, парогенераторов с системами подготовки воды котлового качества, паропроводов.

Необходимо отметить, что создание по-настоящему стимулирующих условий для разработки месторождений сверхвязкой нефти началось в 2007 году, когда в отношении таких проектов была введена нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ). На тот момент основным сдерживающим фактором в освоении залежей сверхвязкой нефти являлось отсутствие апробированных высокоэффективных технологий добычи и оптимальных способов транспортировки и переработки сырья, требовавших значительных финансовых затрат. Со временем выяснилось, что налоговые условия (даже учитывая нулевую ставку НДПИ) по-прежнему не позволяют полноценно осуществлять развитие новых инновационных технологий и рентабельную промышленную разработку месторождений сверхвязкой нефти. Поэтому следующим шагом стало введение льготной ставки экспортной пошлины на сверхвязкую нефть с коэффициентом 0,1, что и было зафиксировано в 2012 году в федеральном законодательстве. Примерно в то же время была успешно завершена разработка эффективных технологий добычи сверхвязкой нефти на ряде значимых проектов.

Указанные льготы в сочетании с инновационными решениями и позволили приступить к интенсивной реализации проектов по разработке месторождений сверхвязких нефтей в Республике Коми. Мультипликативный эффект для экономики страны составил порядка 0,9 трлн. рублей, увеличены налоговые поступления, созданы новые рабочие места, повышается инвестиционная привлекательность региона и страны в целом. При этом проблемы импортозамещения на объектах разработки практически решены на 100%, что говорит также о развитии смежных отраслей.

Доля сверхвязких нефтей в текущих извлекаемых запасах на территории Республики Коми составляет более 40%. Крупнейшими проектами в области добычи такого сырья являются Ярегское (вязкость 10 000 мПа*с и более) и Усинское (вязкость от 200 до 10 000 мПа*с) месторождения.

На Ярегском месторождении пробурено более 600 поверхностных скважин и 1800 подземных горизонтальных скважин, построено 36 км горных выработок, введены в эксплуатацию объекты парогенерации общей мощностью 725 тонн пара в час и инфраструктурные объекты, обеспечивающие сбор, подготовку и транспортировку сверхвязкой нефти. Инвестиции превысили 100 млрд. рублей.

Одновременно, благодаря пониженной ставке НДПИ для нефти с вязкостью более 200 мПа*с, удалось успешно реализовать ряд проектов на Усинском месторождении с суммарными инвестициями более 80 млрд. рублей.

Федеральный закон от 15.10.2020 № 342-ФЗ “О внесении изменений в главы 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” отменяет с 01.01.2021 отдельные виды понижающих коэффициентов к ставке НДПИ, касающиеся проектов по добыче нефти вязкостью 10 000 мПа*с и более, вязкостью от 200 до 10 000 мПа*с и лицензионных участков недр, степень выработанности запасов которых равна или более 80%. Кроме того, Федеральным законом от 15.10.2020 № 325-ФЗ “О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе” предусматривается отмена с 1 января 2021 года льгот по экспортной пошлине для нефти с вязкостью 10 000 мПа*с и более.

Как заявил 16 сентября после заседания Правительства Российской Федерации Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов, изменения в налогообложении способны принести бюджету дополнительные 290 млрд рублей в год, начиная уже с 2021 года. Однако, по оценкам экспертов, отмена льгот в долгосрочной перспективе повлечет прямые потери доходов федерального бюджета, обусловленные сокращением производственных и инвестиционных программ предприятий из-за резкого снижения рентабельности добычи сверхвязких нефтей. Кроме того, прогнозируемое повышение объемов налоговых поступлений коснется только налога на дополнительны доход и НДПИ, которые выплачиваются в федеральный бюджет. Отчисления же в региональные бюджеты, напротив, уменьшатся. По расчетам Минфина России, в результате вступающих в силу изменений поступления в бюджет Республики Коми в виде налога на прибыль организаций снизятся более чем на 7,8 миллиарда рублей. Неизбежны и другие негативные для финансовой устойчивости региона последствия, в том числе сокращение объемов уплаты в региональный и местные бюджеты налога на доходы физических лиц вследствие сокращения рабочих мест в отрасли.

Отмена всех льгот для сверхвязкой и высоковязкой нефтей, а также лицензионных участков с высокой выработанностью запасов может привести к необратимым последствиям для дальнейшей разработки данной категории месторождений. Из-за резкого снижения эффективности – в 10 раз – возникнет необходимость консервации действующих скважин и отказа от бурения новых, остановки эксплуатации нефтешахт и объектов инфраструктуры. Все это в совокупности приведет к неизбежному падению добычи и, как следствие, сокращению рабочих мест не только на предприятиях нефтедобычи, но и в нефтесервисных компаниях и других смежных секторах экономики.

Таким образом, в ближайшее время следует ожидать рост социального напряжения в районах нефтедобычи и регионе в целом. В частности, на Ярегском месторождении в сфере добычи нефти и оказании сервисных услуг занято более 3 000 человек, что составляет порядка 40% населения близлежащего поселка городского типа Ярега. Учитывая еще и членов семей нефтяников, а также отсутствие равноценных альтернативных направлений трудоустройства, поселок можно назвать монопоселением. Поэтому сокращение персонала здесь может быть воспринято особенно болезненно.

Неминуемо замедлится наметившийся технологический прорыв в процессах добычи и подготовки сверхвязкой нефти. Утрата наработанных технологических компетенций приведет к выбыванию Российской Федерации из числа мировых лидеров в освоении месторождений тяжелых нефтей. При этом неизбежно ухудшится инвестиционная привлекательность – в том числе Арктической зоны Российской Федерации, в состав которой в текущем году вошла территория городского округа “Усинск”, ведущего нефтедобывающего района Республики Коми.

Аналогичная ситуация складывается и в отношении проектов, связанных с разработкой месторождений, степень выработанности запасов которых равна или более 80%. На территории Республики Коми таковых – порядка 10%.

Учитывая вышеизложенное, предлагается сохранить действующие налоговые и таможенные льготы для добываемых на территории Республики Коми сверхвязкой и высоковязкой нефтей, а также для лицензионных участков недр с высокой выработанностью запасов в соответствии с действующими до 01.01.2021 главами 25.4 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 3.1 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”.

(с) Ольга Белова, Комиинформ