Три миллиона рублей в пользу потребителей – по решению суда

Жители Коми стали чаще жаловаться на нарушение прав потребителей. За год число таких обращений выросло на девять процентов.

Как сообщает пресс-служба управления Роспотребнадзора по Коми, в 2020 года в целях контроля в сфере защиты прав потребителей проведено 35 внеплановых проверок (в 2019 году – 617). При проведении шести проверок установили случаи причинения вреда имуществу потребителей, в том числе вызванные приобретением товаров, имеющих недостатки – одна проверка, вызванные предоставлением потребителям несвоевременной, неполной информации – пять проверок. Причиненный вред имуществу потребителей составил 88,4 тысячи рублей, который возмещен по результатам проверок. Доля результативных проверок составила 71,4 процента (2019 год – 59,1 процента).

В связи с нарушениями законодательства в области защиты прав потребителей проведено 60 (в 2019 году – 57) административных расследований (по фактам нарушений в торговле – 57, две – при оказании жилищно-коммунальных услуг, одна – при оказании услуг связи), по результатам которых составлено 45 протоколов об административных правонарушениях (в 2019 году – 72,1 процента). Основаниями для проведения контрольных закупок явились два обращения о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью, нарушении прав потребителя и несоответствия цен на ценниках и при расчете на кассе.

По результатам проверок возбудили 324 административных дела (в 2019 году – 858), пишет КО. Вынесено 251 постановление о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 4690,3 тысячи рублей (в 2019 году – 491 постановлений на сумму 4926,4 тысячи рублей). В судебные органы направлено 78 дел для привлечения виновных лиц к административной ответственности (по 44 рассмотренным делам приняты решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности). Выдано 15 предписаний об устранении нарушений (в 2019 году – 257). Внесено 41 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (в 2019 году – 41).

Проведено 63 мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в части наблюдения за соблюдением обязательных требований при размещении информации в интернете и СМИ (в 2019 году – 61), 62 предварительные проверки (в 2019 году – 69). С целью профилактики нарушений выдано 49 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (в 2019 году – 31).

Количество обращений, связанных с защитой прав потребителей, по сравнению с 2019 годом увеличилось на девять процентов и составило 3105 (в 2019 году – 2830). В общем количестве зарегистрированных обращений 2493 – письменные жалобы и заявления, из них 31,5 процента (785) связаны с торговлей. В 2019 году – 688 (32,6 процента), 68,5 процента (1708) – со сферой услуг. В 2019 году – 1420 (67,4 процента).

Структура обращений в сфере услуг изменилась по сравнению с 2019 годом, но по–прежнему превалируют обращения по жилищно-коммунальным услугам – 27,4 процента (в 2019 году – 43,4 процента). В связи с пандемией COVID-19, возросло число обращений в сфере оказания транспортных услуг – в четыре раза и составило 5,2 процента (164 обращения), в сфере туристских услуг – в пять раз и составило 2,3 процента (71 обращений), уменьшилось количество обращения, связанных с оказанием медицинских услуг на 33 процента (58 обращений).

Кроме того, рассмотрели 31 обращение, поступившее в раздел «Виртуальная приемная» государственного информационного ресурса «Защита прав потребителей».

В отчетном периоде дано 59 заключений по судебным спорам потребителей (в 2019 году – 62), подано 19 исков в защиту потребителей (в 2019 году – 22). Все рассмотренные иски удовлетворены, из них 14 – связаны с продажей товаров, два – с оказанием услуг. Наибольшее количество заключений по судебным делам дано в сфере розничной торговли – 25, восемь – связаны с оказанием финансовых услуг, по семи – сферой туристских и транспортных услуг, пять – в сфере бытового обслуживания. Присуждено в пользу потребителей денежных средств на сумму – 3066,0 тысячи рублей, в том числе 124,9 тысячи рублей – сумма морального вреда (в 2019 году – 3431,4 тысячи рублей и 147 тысячи рублей).