Дмитрий Шатохин: “Что произошло 23 января 2021 года, и что будет дальше?”

Депутат Государственного Совета Республики Коми Дмитрий Шатохин написал в своём телеграм-канале о том, что завершилась одна из самых насыщенных в политическом плане недель и стоит подвести некоторые итоги и дать волю размышлениям.

23 января однозначно войдет в историю, как одна из самых многочисленных публичных акций. Предполагалось, что мероприятия состоятся в 93 городах страны, на деле же митинги прошли в 112 населенных пунктах России. Также люди вышли в Австралии, Германии, Австрии, Чехии, Великобритании, США, Черногории.

Несмотря на то, что основная активность прошла в крупных городах, впервые за долгое время на улицу вышли именно субъекты страны. Тон задал Дальний Восток, зашумела Сибирь, отдельные города Уральского округа дали активность. Централизованная политика Москвы, плохие региональные бюджеты, слабые губернаторы-технократы, рост цен – это все медиаторы недовольства на местах.

Уже сейчас ясно, что самые большие по массовости акции на Северо-Западе состоялись в двух городах – Санкт-Петербурге и Сыктывкаре. Северная столица в какой-то мере удивила тем, что вышло столько участников (около 30 тысяч человек), так как почти вся Старая площадь – это выходцы из Питера. Столица Коми ожидаемо дала жару (около 1000 человек): все-таки опыт протестов по Шиесу дал о себе знать, ряд публичных фигур предали инерции митингам, активно сработали телеграм-каналы, которые в какой-то мере стали координаторами участников.

Почти полностью в своей массе профессионализм показали сотрудники правоохранительных органов. За исключением нескольких городов, где был применен силовой сценарий, значительное число акций прошло достаточно миролюбиво.

Впервые так массированно и организованно органы власти дали целый ряд заслонов для проведения публичных акций: сдерживание социальных сетей и сайтов (их блокировка), работа с детьми и молодежью, задержание организаторов, координаторов, подключение медийных лиц, политиков при профилактике проведения акций. Дало ли это результат? – внешне – да, но число сочувствующих протестному настроению только увеличилось.

Молчание публичных лиц, как федерального, так и регионального уровня. Очень слабо показали себя губернаторы. За исключением Главы Республики Крым никто не дал оценки событиям. Так называемый технократизм (подразумевает полное отсутствие самостоятельности и творческого подхода) сковал руководителей регионов. Без разнарядки они не смогли дать ни свои комментарии, ни оценку.

Республика Коми впервые столкнулась с такими большим публичными акциями при новом управлении. Наблюдалась определённая растерянность, заключавшаяся в отсутствии публичной позиции первых лиц, как региона, так и городов (комментарии дали только общественники), слабая медийная повестка.

Что точно знаю, это не последняя акция. Хабаровск, Коми, Архангельск с Шиесом показали, что люди готовы выходить с определенной регулярностью и вряд ли их что-то удержит. С точки зрения регионов и их управления, реакция уже дана.

Телеграм-канал «Незыгарь» (то бишь Администрация Президента) уже с утра выставил две статьи. Первая – о том, что губернаторы не сформировали никакой позиции по публичным мероприятиям, вторая – дали сигнал Республике Коми, намекнув, что пора решать административные проблемы внутри региона. В целом по стране, пока не понимаю, в какую сторону качнётся ситуация – или либерализации или административный, силовой сценарий (2012-ый дал первый вариант, 2019-ый – второй). Но что точно может стать катализатором долгого противостояния – это выборы в Государственную Думу.