Свежий отчёт Tesla: прибыль растёт, себестоимость машин падает, инвесторы запутались
Компания Tesla опубликовала финансовый отчёт о работе в третьем квартале текущего года, а её гендиректор Илон Маск лично пообщался с инвесторами. Рассказываем о наиболее интересных цифрах и фактах.
10 октября компания Tesla представила в статусе прототипов роботакси Cybercab без руля и педалей и полностью беспилотный автобус Robovan. Презентация, проведённая в красочных декорациях киностудии Warner Bros., оказалась очень зрелищной, но после неё стоимость акций Tesla резко пошла вниз, потому что ни Илон Маск, ни другие представители компании не объяснили, каким образом они будут добиваться допуска полностью беспилотных машин на дороги общего пользования. Мы уже неоднократно говорили, что массовое внедрение автопилота невозможно из-за неразрешимых на текущем уровне технического прогресса этических и юридических противоречий. По той же причине невозможно представить себе розничные продажи оснащённых искусственным интеллектом роботов-помощников Tesla Optimus, которые на презентации 10 октября отплясывали на дискотеке и разливали гостям напитки.
Сегодня акции Tesla опять пошли в рост и вернулись примерно на те же позиции, на которых были до 10 октября. Рост обусловлен хорошими финансовыми показателями компании за третий квартал: чистая прибыль составила 2,167 млрд долларов (+16,9% по сравнению с АППГ), продажи электромобилей выросли на 6,4% до 462 890 шт. Ещё больше инвесторов порадовало то, что компания ожидает роста продаж в 2025 году. В отчёте также сказано, что себестоимость одной машины сократилась до 35 100 долларов за счёт оптимизации технологический процессов (от себя добавим, что и сокращение числа сотрудников внесло свою лепту).
Мы не знаем ни одного независимого эксперта, который мог бы аргументированно объяснить, почему ставка Tesla на автопилот и роботов оправдана. То есть краткосрочные успехи никак не отменяют долгосрочной тупиковой стратегии компании и это несколько дезориентирует биржевых спекулянтов. Илон Маск в общении с инвесторами подтвердил, что обычной дешёвой модели за 25 000 долларов у Tesla не будет, выпускать такую модель «глупо и бессмысленно». Получается, что опубликованная в апреле этого года информация Reuters о закрытии проекта «Tesla за 25 000 долларов» была правдивой, хотя Илон Маск утверждал тогда, что это ложь.
На вопрос, когда же наконец пойдёт в производство многострадальный новый Tesla Roadster, анонсированный ещё в 2017 году, Илон Маск дал пространный ответ, суть которого можно сформулировать так: «тогда, когда мы закончим работу с более приоритетными проектами». Это означает, что в 2025 году новый Tesla Roadster, скорее всего, не появится. Вместе с тем компания обещает некие новые и более доступные модели, но без подробностей.
Сейчас значительная часть ресурсов Tesla брошена на разработку автопилота и искусственного интеллекта для машин и роботов — это то направление, которое Илону Маску искренне интересно и о котором он готов рассказывать часами, но без привязки к сегодняшней реальности. В следующем году Маск хочет запустить роботакси в коммерческую эксплуатацию в Калифорнии и Техасе, однако пока совсем не понятно, как именно он это собирается сделать. Невыполненные обещания Илона Маска давно стали притчей во языцех, но у него тем не менее большой кредит доверия как у визионера и в целом очень успешного предпринимателя.