Какие льготы на утильсбор вернули для россиян. Как ими воспользоваться :: Autonews
Утилизационный сбор
27 дек, 15:09
15:09
Российским водителям разрешили воспользоваться льготами на утильсбор
Россияне, купившие иномарки за границей для личного пользования и начавшие их оформление до 21 декабря, смогут сэкономить до 1 млн 274 тыс. руб. на уплате утильсбора. Autonews.ru узнал, кого это затронет
Рассказываем о том, кто получит право не платить утильсбор в полном объеме.
Кто сможет сэкономить
В России есть две категории импортеров автомобилей, которые платят утилизационный сбор по разным ставкам. Юридические лица, а также частники, которые ввозят машины для перепродажи, выплачивают сбор в полном объеме. Граждане, которые ввезли машины для личного пользования, имеют право на льготную ставку, которая составляет 3 400 руб. для новых машин и 5 200 для автомобилей старше 3 лет. Это значительно меньше, чем при уплате утилизационного сбора юрлицами.
С 29 октября 2023 года порядок взимания утилизационного сбора с машин, ввезенных через страны ЕАЭС, изменился. Это привело к тому, что добросовестные покупатели, в том числе заказавшие машины у посредников для покупки в личных целях, при ввозе автомобилей в первую очередь через Киргизию и Армению, неожиданно для себя столкнулись с необходимостью уплаты утилизационного сбора в полном объеме.
Теперь в их отношении принято решение разрешить оплату утильсбора по льготным ставкам. Эта тема обсуждалась в том числе на состоявшейся 15 декабря встрече Владимира Путина с руководством Госдумы и лидерами фракций.
Уплатить утильсбор по льготной ставке разрешат при одновременном соблюдении следующих условий:
- Документ, подтверждающий право владения автомобилем, был заключен до 29 октября 2023 года.
- Автомобиль был ввезен в Россию до 21 декабря 2023 года, то есть не позже, чем через два месяца после публикации информации об изменениях в правила уплаты утильсбора, которые вступили в силу 29 октября.
При этом подтверждением того, что машина до 21 декабря прибыла в Россию может служить Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Важно, чтобы такой документ был выдан одной из российских лабораторий.
При соблюдении этих условий, а также при соблюдении правил, действовавших до 29 октября 2023 года, частники смогут уплатить утильсбор в размере 3,4 тыс. руб. для новых машин и 5,2 тыс. руб. для машин старше 3 лет.
В случае если они уже оплатили утилизационный сбор по полной ставке на ввезенный таким образом автомобиль, им будет сделан перерасчет и возвращены их средства. Для этого нужно обратиться в Федеральную таможенную службу.
Утильсбор вырос еще летом
Ставки утилизационного сбора на автомобили в России были существенно повышены с 1 августа 2023 года. Однако при покупке автомобиля в личных целях с объемом двигателя до 3 л гражданам сохранили льготные ставки, то есть для них ничего не изменилось.
При этом само понятие ввоза физическим лицом в личных целях было уточнено в постановлении правительства № 1722 от 17 октября 2023 года. 21 октября о нем стало известно, а 29 октября эти изменения вступили в силу. Их суть в том, что отныне для всех машин, которые ввозились через страны ЕАЭС и проходили там таможенное оформление по процедуре не для личного пользования, стали действовать ставки утильсбора как для юридических лиц.
Фактически этим путем автомобили шли через посредников, что является бизнесом с целью обогащения. Схемы импорта в Россию с привлечением третьих лиц и организаций-посредников, которые оказывают услуги по растаможиванию автомобилей на территории стран ЕАЭС и предлагают экономию за счет манипуляций с налоговыми, таможенными и иными обязательствами, не подпадают под правила ввоза с применением льготной ставки утильсбора – на это обращали внимание в Минпромторге. Однако от этой меры пострадали те физические лица, кто успел заказать автомобиль у посредников до 21 октября и рассчитывал заплатить утилизационный сбор по льготной ставке, но не успел завершить оформление машины.
В частности, при заказе машины старше трех лет с мотором объемом от 2 до 3 литров ставка увеличилась с 5 200 до 1 279 000 руб. Для новых машин с таким же двигателем — с 3 400 до 844 000 руб.
Ставка утилизационного сбора на новые машины с 1 августа 2023 года, руб. | ||||
Объем двигателя | Было для физлиц | Станет для физлиц | Было для юрлиц | Станет для юрлиц |
0–1 л | 3400 | 3400 | 41 200 | 81 200 |
1–2 л | 3400 | 3400 | 178 400 | 306 00 |
2–3 л | 3400 | 3400 | 259 600 | 844 800 |
3–3,5 л | 3400 | 970 000 | 281 600 | 970 000 |
Больше 3,5 л | 3400 | 1 235 000 | 445 000 | 1 235 000 |
Электромотор | 3400 | 3400 | 32 600 | 360 000 |
Если судить по сообщениям в профильном чате в «Телеграме», который объединяет более 5 тыс. участников, сильнее всего изменения затронули покупателей автомобилей из Южной Кореи старше трех лет с моторами от 2 до 3 литров: Kia Sorento и Carnival, а также Hyundai Santa Fe и Starex. Их ввозили через Киргизию, и именно для них утильсбор вырос с 5 200 до 1 279 000 руб. Эта разница сопоставима со стоимостью заказанных машин, делятся своими случаями участники чата.
При этом само понятие ввоза физическим лицом в личных целях было уточнено в постановлении правительства № 1722 от 17 октября 2023 года. 21 октября о нем стало известно, а 29 октября эти изменения вступили в силу. Их суть в том, что отныне для всех машин, которые ввозились через страны ЕАЭС и проходили там таможенное оформление по процедуре не для личного пользования, стали действовать ставки утильсбора как для юридических лиц.
Фактически этим путем автомобили шли через посредников, что является бизнесом с целью обогащения. так что уплата утилизационного сбора в полном объеме справедлива, настаивают в Минпромторге. Схемы импорта в Россию с привлечением третьих лиц и организаций-посредников, которые оказывают услуги по растаможиванию автомобилей на территории стран ЕАЭС и предлагают экономию за счет манипуляций с налоговыми, таможенными и иными обязательствами, не подпадают под правила ввоза с применением льготной ставки утильсбора – на это обращали внимание в Минпромторге. Однако от этой меры пострадали те физические лица, кто успел заказать автомобиль у посредников до 21 октября и рассчитывал заплатить утилизационный сбор по льготной ставке, но не успел завершить оформление машины.
На проблему обратили внимание в Госдуме. В частности, при комитете по промышленности и торговле была создана рабочая группа, которую возглавил Владимир Гутенев. Первые заседания прошли еще в начале декабря, предметом рассмотрения стали многотысячные обращения от автовладельцев.
Рабочая группа депутатов в середине декабря провела анкетирование автовладельцев, рассчитывавших на льготную ставку утильсбора и оказавшихся перед необходимостью платить его в полном объеме. Таких анкет набралось 4 900.
15 декабря лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев сообщил, что Путин обсуждал этот вопрос на встрече с руководством думских фракций. По словам Нечаева, президент согласился, что если сделка о покупке автомобиля была заключена до 17 октября, то физические лица имеют право на льготу при уплате утильсбора. «Владимир Путин сказал, что закон обратной силы не имеет. Но тем, кто заключил договор купли-продажи до повышения сбора, его нужно пересчитать», – отметил Нечаев.
Сколько автомобилистов получат льготу
По словам Гутенева, из поступившего количества обоснованность запроса выглядит убедительно в 30% заполненных опросных листов. «Важно не допустить потребительского экстремизма и вычленить именно добропорядочных покупателей. Для этого данные автовладельцев мы сверяем с базой Федеральной таможенной службы и электронными паспортами транспортного средства», — отметил депутат.
В подобные ситуации попали покупатели как новых, так и подержанных машин. Виктор из Курска в октябре стал отцом в седьмой раз и решил сменить автомобиль на более просторный. Приемлемым вариантом показался минивэн Kia Carnival старше трех лет, который посредник привез из Кореи и предлагал за 2,3 млн руб. Около миллиона из этой суммы Виктор взял в кредит.
Машина была куплена уже в Москве 21 октября, 25-го началось оформление СБКТС, которое завершилось только 30 октября. В результате на машину насчитали утильсбор в размере 1 279 000 руб., вместо расчетных 5 200. По признанию Виктора, в семье таких денег не было. Два месяца он пытался расторгнуть договор купли-продажи, но теперь, после принятого решения, готов уплатить утильсбор по льготной ставке и завершить регистрацию автомобиля.
Юлия из Московской области еще летом заказала почти новый Geely Monjaro 2022 года выпуска. Изначально речь шла о сумме в 2,6 млн руб., но из-за изменения валютных курсов и других издержек цена возросла до 3 млн. Машина приехала еще 15 октября, так как покупатель не знала о 1722-м постановлении, а поставщик об этом не предупредил, утильсбор начали рассчитывать только после 29-го числа.
В итоге ставка увеличилась с рассчитываемых 3 400 до 306 тыс., то есть почти в 100 раз.
Третий пример — ситуация с Денисом из Оренбурга, который купил уже автомобиль Volkswagen Jetta 2018 года, который был ввезен через Казахстан. Стоимость машины составила 1 650 000 руб. + 5 200 утилизационного сбора. В итоге ему насчитали 528 тыс. руб., и к тому же стали начислять пени, так как нужной суммы у него не было. Он также отмечает важность пересмотра решения по необходимой к уплате суммы.
Снижать утильсбор не планируется
Всем, кто сейчас собирается в личных целых привести иномарку из-за границы и рассчитывает на уплату утильсбора по льготной ставке, нужно помнить действующие с 1 августа правила. Они следующие:
- Автомобиль должен быть ввезен в ЕАЭС и Россию одним и тем же физическим лицом самостоятельно и растаможен по процедуре, предполагающей использование для личных нужд. Тогда утильсбор может быть снижен до льготных ставок.
- Владелец не имеет права ввозить более одной машины в течение 12 месяцев и платить утильсбор по льготному тарифу. Начиная со второй ввезенной за год машины, утильсбор оплачивается по полной ставке
- Автомобиль не должен быть продан ранее, чем через 12 месяцев после его оформления в России.
Что говорят эксперты
Импорт через страны ЕАЭС с самого начала был способом сэкономить на таможенных платежах, а поскольку утильсбор взимался именно по ставке для физических лиц, такие автомобили оказывались дешевле, чем ввезенные напрямую в Россию с уплатой всех таможенных пошлин, напоминает основатель компании Rucars Роман Рассудков.
«Если платить утильсбор в полном объеме, смысл в ввозе «через Бишкек» для ряда категорий машин теряется. Выгоднее становится привезти машину в Россию сразу. Таким образом, правила для всех участников рынка сделали уровняли в независимости от схем поставок», — считает Рассудков.
Тот факт, что послабление сделано только для успевших ввести машину до 21 декабря, Гутенеев объясняет следующим образом.
«Два месяца на оформление документов – более чем разумный срок. Этого периода вполне достаточно, чтобы собрать необходимый пакет документов. Тем более, что внесены уточняющие условия для характеристики автомобилей как ввезенного для личного пользования. Кроме того, мы рассчитываем, что оплатившим утильсбор по новым условиям, смогут вернуть переплаченную сумму».
С тем, что сделать временное ограничение до 21 декабря, выглядит логичным, так как факт покупки до 29 октября сложно проверить, говорит и основатель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян. По его словам, в противном случае у некоторых мог возникнуть соблазн переделать договор о заказе автомобиля, указав в нем более раннюю дату. А изменить дату получения СБКТС уже никак не получится..