Коммунист Михайлов во многом был прав
Недавно в Государственном Совете Республики Коми депутаты «зарубили» инициативу Олега Михайлова «50/50». Мы попытались понять, почему.
Напомним, депутат Государственного Совета Республики Коми Олег Михайлов внёс в законодательный орган проект закона о перераспределении доходов от добычи полезных ископаемых в пользу регионов Изменения предполагали перераспределение налоговых доходов в виде налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Если сейчас федералы имеют 100% от норматива, то коммунисты предлагали уменьшить его до 50, соответственно, увеличив региональный норматив до тех же 50%.
То есть простыми словами, Олег Михайлов предложил оставлять в добывающих регионах 50% от НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых. По предварительным подсчётам сумма, которая могла поступить дополнительно в бюджет Коми составила бы 65 млрд рублей.
26 ноября этот вопрос был поставлен на голосование. В итоге 4 человека проголосовали “за”, 20 человек “против” и 1 воздержался. Проект был отклонён.
Основным посылом депутатов было то, что у региона есть имеющиеся средства, но их освоение плохое. Имеются программы, которые не выполняются на сто процентов. Об этом, в частности, в своём комментарии говорил депутат от Ухты Александр Гайворонский. Он отметил, что за 2019 год исполнение расходов республиканского бюджета по многим программам и ведомствам недотягивает до сотни, а есть и такие, где освоение составило всего 66%, эти бумаги он опубликовал у себя на странице ВКонтакте. Если присмотреться, то программы в основной массе недотягивают 2-8% до полного освоения, в общем мы сочли его доводы неубедительными.
На наш взгляд основной причиной не освоения средств регионального бюджета как раз-таки является отсутствие средств. В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и оплачивает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных контрактов. Таким образом, нет в бюджете денег по этой статье – контракт разыгрывать администрация не имеет право. А это отодвигает возможность вовремя освоить бюджетные средства.
Лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год доводятся до его начала и прекращают свое действие 31 декабря текущего финансового года. То есть не успели в этом году построить, например, дорогу, деньги на следующий год не переносятся.
Поэтому мы считаем, что причина отклонения законопроекта Михайлова не в том, что исполнительная власть в Коми плохо работает, а потому что этот закон неудобен федералам. На наш субъективный взгляд депутатам рекомендовали отклонить этот проект закона дабы не рушить бюджет РФ.
А Олегу Михайлову стоило более детально проработать проект. Может не сразу 50/50 надо было делить доходы, а хотя бы 70/30 – дополнительных 40 млрд рублей нам бы хватило с лихвой.