Как ввезти автомобиль по льготной ставке утильсбора рассказали в ФТС :: Autonews
Утилизационный сбор
13 ноя, 09:28
09:28
Федеральная таможенная служба объяснила правила утильсбора на автомобили
Сэкономить на уплате утильсбора при ввозе автомобилей через Армению и Киргизию больше не получится. Федеральная таможенная служба закрыла важный канал параллельного импорта
Понятие личного пользования уточнили
Новые правила ввоза автомобилей в Россию и уплаты утилизационного сбора начали действовать с 29 октября. Соответствующее постановление правительства № 1722 было принято 17 октября 2023 года, однако его смысл не сразу стал понятен участникам рынка.
На первый взгляд ничего принципиально не изменилось. При ввозе автомобиля в эксплуатацию на территории России, например при его ввозе из-за рубежа, платится утильсбор в зависимости от объема двигателя, который достигает 1 235 000 руб. При этом, если объем мотора не превышает 3 литров, а машина ввозится физическим лицом для личного пользования, утильсбор уплачивается по льготной ставке — всего 3 400 руб. вместо максимальных 844 тыс. руб, которые платят физлица, если объем двигателя больше 2 литров.
Это правило действует и сейчас, но контроль за его соблюдением стал гораздо жестче. Фактически, под запрет попала работа посредников, а воспользоваться льготами на таможнях союзных стран больше нельзя, подтвердили в ФТС.
Повышение утильсбора с 1 августа 2023 года привела к тому, что занимающиеся поставками автомобилей по параллельному импорту компании стали использовать обходные схемы. Самым выгодным был ввоз через Киргизию и Армению, признает учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян.
«В Армении нет своей автомобильной промышленности, так что у правительства нет необходимости защищать ее от импорта, и таможенные ставки на машины ниже, чем в России», — поясняет эксперт.
Та же ситуация существует в Киргизии. В итоге компании ввозили машины в эти страны, проходили там таможню, а далее российский клиент как физическое лицо покупал такой автомобиль и платил утильсбор по льготной ставке.
Фактически, это делает ввоз машин в Россию через соседние страны бессмысленным, говорит Мардоян.
«Ввести автомобиль и заплатить за него всего 3 400 все еще можно. Но это должно делать именно одно физическое лицо, заплатив при этом все таможенные сборы. Если вы лично приедете в Армению или Киргизию, купите там автомобиль в автосалоне или у частного продавца, привезете его в Россию, то утильсбор придется заплатить в полном объеме, даже если вы купили «Жигули», — говорит эксперт.
Это подтверждают и в таможне. «Для целей применения льготного коэффициента утилизационного сбора транспортное средство должно быть ввезено на территорию ЕАЭС физическим лицом для личного пользования и задекларировано с применением пассажирской таможенной декларации», — говорится в ответе ФТС. При этом имеется ввиду одно физическое лицо, которое владеет машиной и в соседней стране, и в России. Если машину ввез гражданин Киргизии и продал ее гражданину России ранее, чем через 12 месяцев после таможенного оформления, российский владелец должен заплатить утильсбор в полном объеме наравне с юридическими лицами.
Исключение сейчас еще делается при покупке машины в Белоруссии, говорит основатель компании Rucars Роман Рассудков. По его словам, сейчас льготный утильсбор примут от физического лица только при предоставлении таможенного приходного ордена Республики Беларусь, подобные документы из остальных стран ЕАЭС требуют уплаты утильсбора в полном объеме. Однако таможенные ставки в Белоруссии такие же, как и в России, так что привозить машины с двигателями внутреннего сгорания через эту страну стоит столько же, сколько и прямой ввоз в Россию.
Закон един для всех
Участники рынка признают, что это справедливо. По мнению Рассудкова, теперь импорт машин в Россию станет более прозрачным, хотя их цена для конечного потребителя вырастит.
«Зато можно будет не опасаться того, что государство потом доначислит какие-либо дополнительные сборы», — говорит Рассудков.
Единственная претензия возникает к срокам вступления новых правил в силу. Постановление было принято за 12 дней до начала его применения, а автомобили везутся в Россию заметно дольше. При этом само постановление понять очень сложно, а фактически об изменении правил предприниматели узнали по факту уже на таможне, говорит Мардоян.
«Клиент заказал BMW X7 с трехлитровым мотором. Обговаривая цену, я исходил из утильсбора в размере 3 400 руб. До 29 октября машина прийти не успела, так что теперь мне нужно заплатить 844 тыс. руб. вместо 3 400», — говорит эксперт.
Сэкономить все еще можно
С1 августа ставки утилизационного сбора не менялись, и для физических лиц по-прежнему действует льготные сборы 3 400 руб. за новую машину и 5 200 руб. за автомобиль старше пяти лет. Однако, чтобы получить эту льготу, надо соблюсти несколько правил.
- При прохождении таможни оформить именно пассажирскую таможенную декларацию на физическое лицо.
- При уплате утилизационного сбора указать, что автомобиль ввезен для личного пользования.
- Согласиться на то, чтобы не продавать автомобиль в течение 12 месяцев после его оформления в России.
- Не ввозить в течение 12 месяцев на свое имя иного автомобиля.
Во всех иных случаях, в частности при оформлении таможенной декларации на товар, что приравнивается к коммерческой деятельности, утилизационный сбор платится в полном объеме в независимости от того, осуществляется ввоз физическим или юридическим лицом, говорится в ответе ФТС.
При этом обращаться к услугам посредников не возбраняется, однако теперь машина будет прибывать сразу на территорию России, и за нее станут уплачиваться таможенные пошлины в полном объеме.
В свою очередь в пресс-службе Минпромторга подтвердили, что схемы импорта в Россию с привлечением третьих лиц и организаций-посредников, которые оказывают услуги по растаможиванию автомобилей на территории стран ЕАЭС и предлагают сэкономить, теперь не сработают.
В ведомстве указали, что перевозчики снижают цены за счет манипуляций с налоговыми, таможенными и иными обязательствами — в этом случаи ввезенные автомобили не будут подпадать под правила ввоза с применением льготной ставки утильсбора.
«В отношении ввезенных таким образом автомобилей утильсбор оплачивается по полной ставке», — предупредили автомобилистов в Минпромторге.
При этом там напомнили, что новые сохраняют возможность оплаты утильсбора по льготной ставке для граждан, желающих самостоятельно привезти в Россию иномарку для личных нужд и четко соблюдающих действующие нормы налогового и таможенного законодательства.
В Госдуме попросили заморозить повышение утильсбора для автовладельцев
Цены на автомобили в России достигли максимума. Когда ждать скидок
Япония запретила экспорт машин с моторами более 1,9 л. Список моделей