С 1 апреля некоторые водительские права перестанут действовать. Список
Очередные важные изменения в действии водительских удостоверений в России ждут автомобилистов с 1 апреля 2024 года.
Часть документов перестанет действовать и их обладателям придется пересдавать экзамен на права в ГИБДД, а в некоторых случаях документы, напротив, позволят водителям садиться за руль новых для них видов транспорта. Разбираемся, что изменится и почему.
У кого права перестанут действовать с 1 апреля 2024 года и после этого срока
В первую очередь нововведение затронет обладателей водительских прав иностранного образца: им придется получать российские удостоверения. Для этого нужно будет пройти теоретический экзамен в ГИБДД.
При этом обновлять документ придется и иностранцам, и россиянам. Так, согласно пояснительной записке ко вступающим в силу изменениях в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», международные водительские удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами на территории России:
- по истечении одного года с даты получения либо приобретения их владельцем, являющимся (являвшимся) иностранным гражданином или лицом без гражданства, вида на жительство либо гражданства;
- по истечении одного года с даты въезда для постоянного проживания в Россию их владельца, являющегося гражданином России.
Можно привести следующие примеры. Например, житель иностранного государства на момент 1 апреля 2024 года уже как год стал гражданином России. В таком случае, с 1 апреля 2024 года его водительские права, оформленные в другой стране, перестанут действовать — в России будет считаться, что водительского удостоверения у него просто нет.
Вторая ситуация: на момент 1 апреля 2024 года бывший иностранец стал гражданином России или получил здесь вид на жительство, а произошло это 6 месяцев назад. Таким образом у него будет еще шесть месяцев, чтобы поменять документ на российский — иностранные права будут действовать еще полгода, до 1 октября 2024 года.
И еще один пример. Гражданин России уехал на целый год в Таиланд и получил там иностранное водительское удостоверение. С ним он вернулся в Россию для постоянного проживания. Ездить по такому документу получится ровно год с момента въезда в Россию. Правда, опрошенные инспекторы ГИБДД пока сомневаются в том, что у них получится оперативно проверить эти данные.
Есть ли исключения
Нововведение не затронет только граждан Республики Беларусь и россиян с белорусскими правами.
Кроме того, согласно тексту документа, некоторым водителям можно будет просто обменять права иностранного образца на российские: сдавать экзамены в ГИБДД и получать справку о прохождении техосмотра не понадобится. В этот список граждан входят:
- сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в России и члены их семей;
- сотрудники международных организаций и их представительств, аккредитованных при МИД, и членам их семей, имеющим дипломатические, консульские, служебные карточки или удостоверения.
Какие штрафы грозят автомобилистам, которые не пересдадут на права
В таком случае при первой встрече с инспекторами ГИБДД им будет грозит штраф согласно ч.1. ст. 12.7 КоАП Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством: от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. А в ряде ситуаций водителю без российских прав грозят еще более серьезные штрафы.
В частности, если водитель сядет за руль нетрезвым, но не совершит серьезных ДТП, или же покинет место ДТП, его накажут по ч.3 ст. 12.8 КоАП или ч. 2. ст. 12.26 КоАП соответственно — обе нормы предусматривают административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или штраф 30 тыс. руб.
Если же автомобилист без прав нарушит норму ч.3. ст. 12.27 КоАП «Невыполнение требования ПДД о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после ДТП, к которому он причастен…», ему грозит штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок от полутора до двух лет. При этом все это время нарушитель нельзя будет сдавать экзамены в ГИБДД для получения российского водительского удостоверения.
В каких случаях действие российских водительских прав расширят
При этом обладателям водительских прав грузовых и автобусных категорий потребуется пройти внутренний экзамен в автошколе, получив в организации соответствующий документ. Согласно пояснительной записке, международный опыт обмена иностранных водительских удостоверений в странах с высоким уровнем безопасности дорожного движения свидетельствует об обмене иностранных водительских удостоверений категорий «С», «D», «СЕ», «DЕ» и подкатегорий «С1», «D1», «С1Е», «D1Е» только после прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов.
По этой причине такая же норма теперь предусмотрена и в России для обмена иностранных водительских удостоверений.
При этом, согласно документу, российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A» будет подтверждать:
- право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.
- Категории «B»: право на управление транспортом подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа);
- категории «C» — подкатегории «C1» (Грузовые автомобили от 3,5 тонн и cредние грузовики от 3,5 до 7,5 тонн соответственно);
- категории «D» — подкатегории «D1» (Автобус от 8 мест до 750 кг и автобус на 8-16 мест соответствнно);
- категории «CE» (Грузовые автомобили с прицепом) — категорий «ВЕ» (Легковые автомобили с прицепом), «DE» (Автобусы с прицепом) и подкатегорий «С1Е» (Средние грузовики с прицепом), «D1E» (Небольшие автобусы с прицепом), но при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» или категории «D» либо подкатегории «D1» в течение не менее двенадцати месяцев;
- категории «DE» — категории «ВЕ» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» в течение не менее двенадцати месяцев) и подкатегории «D1E»;
- подкатегории «C1E» — категории «ВЕ» и подкатегории «D1E» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» или подкатегории «D1» в течение не менее двенадцати месяцев);
- подкатегории «D1E» — категории «ВЕ» (при наличии права на управление транспортными средствами категории «В» в течение не менее двенадцати месяцев).
Что нужно сделать для получения российских прав и какой экзамен надо сдать в ГИБДД
Чтобы получить российские национальные водительские удостоверения на основании иностранных национальных прав наиболее популярных категорий («М», «А», «В» и подкатегорий «А1», «В1»), нужно успешно сдать теоретический экзамен в ГИБДД. Водителям достаточно будет выучить билеты ПДД, оплатить пошлину, записаться в ГИБДД и пройти «теорию» на компьютере. Сдавать практику в ГИБДД таким водителям не придется. Чтобы успешно пройти экзамен, специалисты из автошкол советуют изучить ПДД и разобрать самые сложные вопросы и ситуации в билетах.
Категория В1: что обозначает в правах и кому она нужна
Как получить международные водительские права и где они нужны
Что обозначает категория М в правах и как ее получить. Инструкция