Кто такой Генри Форд и как ему удалось построить автомобильную империю
Кто такой Генри Форд
Генри Форд (1863-1947) — это выдающийся американский предприниматель, инициатор массового автомобилестроения, способствовавший развитию данной отрасли и в СССР, создатель по-прежнему существующей транснациональной компании Ford Motor. При этом Генри Форд был человеком очень противоречивых, в том числе абсолютно неполиткорректных, по меркам нашего времени, социально-политических взглядов.
Краткая биография Генри Форда
Генри Форд, появившийся на свет 30 июля 1863 года, был первенцем в многодетной семье фермера-иммигранта, которая держала хозяйство неподалеку от города Детройт (штат Мичиган, США). Уильям Форд, отец будущего предпринимателя, принадлежал к роду, который XVI веке перебрался из Англии в Ирландию, а у матери, Мэри, были бельгийские корни.
У Генри, тяготившегося не приносящим большого дохода фермерским трудом, сложились непростые отношения с отцом, который хотел передать старшему сыну свое дело. Но именно Уильям Форд, возможно, сам того не желая, пристрастил Генри к механике, подарив тому карманные часы, которые подросток сразу же начал разбирать и собирать вновь. Любопытство шло рука об руку с тем, что сейчас назвали бы бизнес-подходом, и Генри открыл придомовую мастерскую по ремонту часов. «Заболеть» более сложными механизмами в 13-летнем возрасте заставила встреча на дороге с паромобилем компании Nichols and Shepard. В том же 1876 году умерла мать Генри. Став знаменитым, он напишет: «Я никогда не испытывал особой тяги к фермерству, но на ферме работала мама, которую я любил».
После печального события уход из отчего дома стал только вопросом времени. Оно пришло, когда Генри исполнилось 15. Тогда юноша отправился в Детройт, чтобы пройти «производственную практику» на нескольких заводах… и вернуться на отцовскую ферму. Причиной стало желание жениться на Кларе Брайант, родители которой, также фермеры, не дали бы согласия на брак с человеком без гроша за душой. А тут как раз Уильям Форд, посулил блудному старшему сыну за возвращение участок в 40 акров… Сделка показалась Генри стоящей. В 1888 году он женился на Кларе, которую впечатлил не только своим умением отлично танцевать, но и отрицательным отношением к алкоголю, что было редкостью в американской глубинке, и конечно, как часовых дел мастер. Это был брак на всю жизнь, чему способствовало умение Клары интересоваться делами мужа, не вмешиваясь в них. Генри ценил это, и однажды на вопрос журналистов, хочет ли он прожить еще одну жизнь, ответил так: «Только если можно вновь жениться на Кларе».
На ферме Генри занимался в основном конструированием различных механизмов, в том числе парового трактора, но при этом искал альтернативу громоздкому и тяжелому паровику. Рассматривался и вариант с электротягой, но прокладка подвесных линий токопередачи оказывалась слишком дорогой, а достаточно легких аккумуляторных батарей с подходящими характеристиками в то время не было. В итоге, Генри остановил свой выбор на бензиновом моторе. Именно им он оснастит молотилку зерна, патент на которую продаст знаменитому изобретателю Томасу Эдисону, а тот в 1891 году пригласит его в свою компанию, занимавшуюся обустройством системы городского освещения в Детройте.
Томас Эдисон и Генри Форд
Уже в 1893-м Генри станет ее главным инженером… не имея высшего образования. Высокооплачиваемая должность позволила продолжить разработку самодвижущегося экипажа с двигателем внутреннего сгорания, результатом чего стало появление в 1896 году Ford Quadricycle, о котором подробнее будет рассказано ниже.
На каком-то этапе Форду пришлось выбирать между должностными обязанностями и увлечением, но выбор в пользу последнего был сделан благодаря моральной поддержке жены и финансам Уильяма Мерфи, детройтского магната, сколотившего состояние на производстве пиломатериалов. Так, 5 августа 1899 года была образована Detroit Automobile Company, пилотный автомобилестроительный завод в будущем «городе моторов», управляющим которого стал Генри Форд. Но первый блин вышел комом. Выпустив всего 20 авто, не отличавшихся качеством при достаточно высокой цене, предприятие обанкротилось в январе 1901 года.
Однако эта неудача дала Форду не только опыт руководства производством, но и подарила исключительно ценное для человека, не умеющего (а затем так и не научившегося) читать чертежи знакомство с профессиональным инженером Гарольдом Уиллсом. Результатом сотрудничества этого дуэта стало появление удачной модели с 26-сильным двигателем, которая привлекла внимание спонсоров, и создание 30 ноября 1901 года Henry Ford Company, где Генри занял пост главного инженера. А побочным эффектом оказалось возникновение… компании Cadillac. После приглашения инвесторами в качестве консультанта инженера Генри Лиланда уязвленный Форд покинул компанию, носившую его имя, после чего она получила название Cadillac Automobile Company. Серьезный удар по самолюбию!
Но Генри исповедовал принцип «Честная неудача не унизительна, унизителен страх перед неудачей», и после перипетий с поиском новых спонсоров параллельно с конструированием успешного гоночного авто № 999 стал соучредителем образованной 16 июня 1903 года Ford Motor Company, а в 1905-м обладателем контрольного пакета и президентом компании, которой и сегодня руководят наследники основоположника. Так, председателем совета директоров является правнук, Уильям Клэй «Билл» Форд-младший.
Последние годы жизни Генри Форда были омрачены смертью от рака единственного сына, Эдселя, президента компании в 1919-1943 годах, серией инсультов и предбанкротным состоянием Ford Motor в 1945-м, что побудило ближайших родственников, включая жену Клару, в ультимативной форме потребовать передачи полномочий старшему внуку, Генри Форду II. Это вызвало гнев автомобильного короля, но ситуация не оставила ему выбора.
Генри Форд и Эдсель Форд, ок. 1927 г.
Что касается социально-политических взглядов Генри Форда, то они выглядят невероятно противоречивыми, но при этом всегда ярко выражены:
- В начале Первой мировой войны Генри Форд вошел в состав группы пацифистов, которые на корабле «Оскар-2» прибыли в Европу, чтобы убедить враждующие стороны прекратить конфликт. Эта инициатива, мягко говоря, не нашла понимания, а после вступления США в войну весной 1917 года Генри Форд включился в выполнение военных заказов, пообещав вернуть государству всю полученную от них прибыль. Произошло ли это на самом деле, история умалчивает, но PR-ход промышленника получил широкий общественный резонанс.
- Генри Форд задолго до Сталина осознал, что кадры решают все, но для борьбы с текучкой специалистов использовал не драконовские методы, а систему стимулирования. В 1914 году ставки большинства сотрудников компании были увеличены более чем вдвое, введена сокращенная рабочая неделя, вначале 48-часовая, а затем 40-часовая (5 дней по 8 часов). Кроме того, проработавшие в компании более полугода получали право на участие в прибыли, что позволяло, например, приобретать производимые фирмой автомобили. Такой привилегии лишались замеченные в злоупотреблении алкоголем, азартных играх, неуплате алиментов и прочих неблаговидных поступках, за чем вплоть до 1922 года следил специальный «общественный департамент» компании. При этом Генри Форд являлся ярым противником создания в своей вотчине профсоюзов, деятельность которых, как он считал, наносила ущерб прибыльности компании. Лишь под сильным давлением Форд изменил свою позицию в 1941 году.
- Генри Форд уже в начале 1920-х начал сотрудничать с СССР, где сначала организовали локализованное производство фордовских тракторов, а затем легковушек и грузовиков на специально построенном для этого в начале 1930-х автозаводе в Нижнем Новгороде/Горьком.
- Одновременно Генри Форд симпатизировал нацистскому движению в Германии, а за свои антисемитские взгляды удостоился — единственным из американцев — хвалебного упоминания в книге Mein Kampf (в России отнесена к экстремистским материалам и не подлежит публикации и распространению) Адольфа Гитлера. Портрет Форда висел над рабочим столом фюрера, а по случаю 75-летия предприниматель удостоился высшей награды III Рейха для иностранцев, Ордена «За заслуги перед германским орлом», которую с благодарностью принял. После начала Второй мировой заводы Ford в оккупированной Германией части Европы выпускали продукцию для вермахта. До вступления США в войну в декабре 1941 года Форд был видной фигурой в рядах изоляционистов, утверждая, что конфликт является результатом сговора «жадных финансистов, наживающихся на бедствиях людей». Впрочем, затем заводы Ford активно включились в производство разнообразной техники и вооружений для армии США и их союзников по антигитлеровской коалиции.
- Генри Форд с конца XIX в. являлся членом масонских организаций, а в 1940 году на церемонии возведения в высшую, 33-ю степень Шотландского обряда, став Великим державным генеральным инспектором, он заявил: «Масонство — это лучшее уравновешивающее колесо, которое есть в Соединенных Штатах».
Первая машина Генри Форда
Генри Форд и Генри Форд II с квадрициклом, 1946г.
Результатом длившихся два года экспериментов стало появление в 1896 году первого автомобиля Генри Форда, Quadricycle. Такое название машина получила, поскольку была водружена на четыре велосипедных колеса, приводившихся в движение цепью. Двухцилиндровый бензиновый мотор передавал мощность в 4 л.с. на двухступенчатую коробку, не имевшую задней передачи. Максимальная скорость безлошадного экипажа составила 32 км/ч. Оригинальный Quadricycle сегодня хранится в музее Генри Форда в пригороде Детройта, Дирборне, где находится и штаб-квартира концерна Ford Motor.
Достижения Генри Форда
Великим Генри Форда делают не только автомобили, произведенные его компанией.
Разрушил патентный монополизм в автомобильной отрасли
После растянувшегося на восемь лет судебного разбирательства Генри Форд вышел победителем в противостоянии с Ассоциацией производителей лицензионных автомобилей (ALAM), которая платила роялти Джорджу Селдону, американскому изобретателю, патентному юристу и махинатору, 5 ноября 1895 года получившему патент на общую концепцию дорожного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания. Общий объем материалов дела составил 14 000 страниц. В 1911 году, выиграв процесс после поданной апелляции на первоначальное решение суда в пользу Селдона, Генри Форд заявил: «Можно с полной уверенностью сказать, что Джордж Селдон никогда не сделал чего-либо конкретного для развития автомобильной промышленности… и, возможно, она продвинулась бы дальше, чем сейчас, если бы он никогда не родился». Эта победа привела к распаду монопольного объединения ALAM, а Генри Форд заработал репутацию борца за интересы потребителей.
Первым реализовал концепцию массового автомобиля
Генри Форд сломал систему, при которой автомобиль являлся игрушкой высших слоев общества, сделав его доступным для среднего класса за счет рационализации конструкции и максимального повышения эффективности производства. Эта концепция в полной мере была реализована при производстве модели Ford T, спроектированной уже упоминавшимся Гарольдом Уиллсом. Model T — первый автомобиль в мире, выпущенный миллионными тиражами (порядка 15 млн с 1908 по 1927 г.), и первая глобальная модель, производившаяся заводами Ford не только в США, но и в нескольких странах Европы, а также в Австралии. «Я совершенно уверен, что гораздо выгоднее продавать большое количество автомобилей по разумно низкой цене, чем небольшое количество по завышенной», — писал Генри Форд в автобиографической книге «Моя жизнь, мои достижения».
Эдсел Форд вывозит своего отца Генри с завода Форд-Хайленд-Парк на самой последней из когда-либо созданных моделей «Т» — модели 111
Первым организовал широкомасштабное конвейерное производство
Вопреки распространенному мнению, Генри Форд не изобретал метод конвейерной сборки и даже не был первым, кто применил его в автомобилестроении (Рэнсом Эли Олдс еще в 1901 году сделал это при производстве модели Oldsmobile Curved Dash), но он усовершенствовал эту технологию и внедрил действительно в широких масштабах, что имело решающее значение для сокращения стоимости производства, наращивания его объемов (время сборки одной машины сократилось примерно в шесть раз) и снижения отпускной цены автомобилей. Так, если Model T в 1908 году стоила 850 долларов, то после запуска первой конвейерной линии на фордовском заводе Highland Park в 1913 году уже 550 долларов, в 1916-м 360 долларов, а в 1926-м еще на 70 долларов дешевле. Отчасти это связано и со сведением к 1914 году цветовой гаммы всех выпускаемых в США моделей Ford к единственному варианту. Широко известно высказывание Генри Форда: «Покупатель может выбрать автомобиль любого цвета, при условии, что он черный». Куда менее известно, что такое ограничение имеет вполне рациональное обоснование: после многочисленных проб выяснилось, что для высыхания черной краски тогда требовалось двое суток против порядка двух недель в случае с альтернативными вариантами. Цветовое разнообразие вернулось в гамму набравшей мощь Ford Motor Company лишь во второй половине 1920-х.
Активно изучал возможность использования новых технологий
Уже в 1930-х при производстве ряда компонентов моделей Ford использовалась пластмасса на основе сои. А в 1942 году Генри Форд запатентовал автомобиль с закрепленным на стальной трубчатой раме кузовом из пластика. Форд также интересовался возможностью применения в автомобилестроении ДСП и кукурузы для производства биотоплива. Всего на счету Генри Форда 161 патент США за различные изобретения.
Способствовал развитию пассажирских авиаперевозок в США
Созданное в 1925 году авиационное подразделение компании спроектировало Ford 4AT Trimotor, самый успешный пассажирский самолет в США вплоть до появления в середине 1930-х Douglas DC2 и легендарного DC3. В 1984 году Генри Форд посмертно был включен в Национальный авиационный Зал Славы за заслуги перед этой отраслью.
Успешно участвовал в автогонках
Генри Форд с трансконтинентальной гоночной командой Model T. Первая трансконтинентальная автомобильная гонка из Нью-Йорка в Сиэтл состоялась в 1909 году, и победу в ней одержала модель Т Генри Форда. Поездка заняла 22 дня и 55 минут при средней скорости 7,75 миль в час.
В начальный период своей карьеры Генри Форд в рекламных целях и ради получения призовых участвовал в автогонках, правда, в качестве пилота только один раз. В 1901 году Форд вышел победителем в состязании с Александром Уинтоном, самым известным американским автогонщиком того времени, на овале Гросс-Пойнт в Детройте. Вплоть до 1911 года наемные водители на моделях Ford установили ряд рекордов и победили в трансконтинентальной гонке «От океана до океана» (1909). В 1913 году Генри Форд пытался заявить Model T на 500 миль Индианаполиса, но, получив предписание утяжелить автомобиль на 1000 фунтов (порядка 450 кг), отказался от дальнейшего участия в соревнованиях со словами «Мы строим гоночные автомобили, а не грузовики». Позже в своих воспоминаниях Генри Форд очень коротко и пренебрежительно отзывался об автоспорте, поскольку, по его мнению, победы в состязаниях могут служить мерилом ценности конструкции автомобиля только для невежд. Тем не менее, в 1996 году Генри Форд был включен в Американский Зал Славы автоспорта, через полвека и 19 лет после зачисления в национальный Автомобильный зал славы и Зал деловой славы США соответственно.
Автомобильный концерн Ford Motor Company
В 2022 году Ford Motor Company, четвертый в мире производитель автомобилей по объему выпуска за весь период существования, в списке Fortune Global 500 занял 53-е место среди крупнейших компаний мира. Ford Motor уже более века контролируется семьей Фордов. В то же время, Ford Motor Company — публичная компания, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже.
В 1913 году на заводе в Хайленд-Парке Генри Форд представил первую движущуюся сборочную линию для автомобилей. За 18 месяцев на создание модели T ушло всего 1,5 человеко-часа. Так родилась современная автомобильная промышленность
Генри Форд строил свою империю на двух ключевых принципах. С одной стороны, для обеспечения жесткого контроля над стоимостью продукции создавались огромные вертикально-интегрированный сруктуры, вроде завода полного цикла River Rouge в Дирборне. С другой — Форд создавал производственные мощности и за пределами США, считая, что международная торговля и кооперация будут способствовать установлению прочного мира. Первым зарубежным предприятием Ford Motor стал открытый в августе 1904 года завод в Канаде, а уже к 1929 году империя Генри Форда имела филиалы на всех континентах кроме Антарктиды. В начале 1930-х на заводах Ford выпускался практически каждый третий автомобиль в мире. После распада СССР Ford стал первой иностранной автомобильной компанией, открывшей производство в России (2002). Подробности в нашем материале по ссылке.
Сегодня компания разделена на три структуры по географическому признаку: Ford North America, Ford Asia Pacific и Ford of Europe. В 2022 году в мире было продано 3 438 272 автомобилей марки Ford. Еще 163 747 реализовало люксовое подразделение Lincoln, вошедшее в состав Ford Motor в 1922 году.
Топ-10 стран по объемам продаж Ford выглядит так:
- США — 1837915 шт.
- Великобритания — 234097 шт.
- Канада — 233114 шт.
- Китай — 224172 шт.
- Германия — 168108 шт.
- Италия — 95004 шт.
- Франция — 67559 шт.
- Австралия — 60463 шт.
- Турция — 56430 шт.
- Испания — 41422 шт.
Самой продаваемой моделью Ford в прошлом году с большим отрывом стал полноразмерный пикап F-Series (778 269). О культовых моделях компании читайте наш материал по ссылке.
Книги Генри Форда
Широкую известность — правда, с контрастными оценками — получили две книги Генри Форда.
Впервые опубликованная в 1922 году «Моя жизнь, мои достижения» это не просто автобиография, а труд, отражающий в емких, запоминающихся фразах систему взглядов Форда на автомобильный бизнес и на жизнь в целом:
- «Энтузиасты — это борцы. Энтузиазм — краеугольный камень всего прогресса! Только с ним возможен успех. Без него у вас есть только возможности».
- «Мысли о будущем, постоянные размышления о том, как сделать больше, порождают такое состояние ума, при котором ничто не кажется невозможным».
- «Сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически».
- «Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую — ту, которая ведет через труд».
- «Самая хорошая работа — это высокооплачиваемое хобби».
- «Поражение — это просто возможность начать сначала, и на этот раз — более разумно».
- «Неудачи получаются в результате страха, покоя, изнеженности и беспечности. Устранение страха создает уверенность и изобилие. Встаньте и вооружитесь, пусть слабые получают милостыню!».
- «Успех — это 99% неудач».
- «Когда кажется, что все против вас, помните, что самолет взлетает против ветра».
- «Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».
- «Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит».
- «Почему-то всегда думают прежде всего о том, как бы удешевить производство, а не как бы упростить сам товар. А начинать надо именно с него».
- «Я избрал следующий лозунг: «Если кто-нибудь откажется от моего автомобиля, я знаю, что в этом виноват я сам».
- «Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни».
- «Иметь деньги совершенно необходимо. Но нельзя забывать, что цель денег — не безделье, а приумножение средств для служения людям. Я считаю, что нет ничего отвратительнее праздной жизни. Никто из нас не имеет на нее права. В цивилизации нет места тунеядцам».
- «Если ты будешь колоть дрова самостоятельно, то они согреют тебя дважды».
- «Есть одно правило для промышленника: производить товар наилучшего качества по насколько возможно низкой цене, платя как можно более высокую зарплату».
- «Бизнес, который делает лишь деньги, — плохой бизнес».
- «Богатство, как и счастье, никогда не достигается, когда к нему стремятся напрямую. Это побочный продукт предоставления полезных услуг».
- «Хорошо, что народ не понимает, как работает наша банковская система. Иначе завтра же случилась бы революция».
- «80% красоты автомобиля — в его колесах».
- «Лучший автомобиль — новый автомобиль».
- «Всякий, кто перестает учиться, стар, будь ему двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самое главное в жизни — это сохранить мозг молодым».
- «Думать — самая трудная работа. Вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие».
- «Занятия гимнастикой — это полная чушь. Здоровым они не нужны, а больным противопоказаны».
- «Есть три вещи, которые становятся ценнее с возрастом — старые дрова для разжигания огня, старые книги для чтения и старые друзья для удовольствия».
- «Жизнь, как я ее понимаю, не остановка, а путешествие. Все находится в движении и с самого начала было предназначено к этому».
Процитировать вторую книгу Генри Форда, «Международное еврейство», представляющую собой сборник статей, которые были опубликованы в принадлежавшей автомобильному магнату газете The Dearborn Independent в 1920-1922 годах, не получится. Эта работа, изданная в России в 1990-х, затем дважды (!) в 2009 и 2015 годах была внесена в Федеральный список экстремистских материалов, распространение которых запрещено и, согласно ст. 20.29 КоАП России, наказывается штрафом от 1000 до 3000 руб. или административным арестом на срок до 15 суток. Широкая общественная кампания в США с осуждением антисемитских утверждений, содержащихся в опубликованных The Dearborn Independent статьях, и поданные иски заставили Генри Форда уладить конфликт во внесудебном порядке с помощью выплаты крупной суммы, размер которой неизвестен до сих пор, и публичных письменных извинений перед евреями.
Книга «Международное еврейство», вышедшая несколькими изданиями в Германии в начале 1920-х, оказала большое влияние на немецких национал-социалистов. В биографии американского автомобильного короля, написанной британским историком Робертом Лэйси, приводится свидетельство одного из сотрудников Ford Motor, который утверждал, что после просмотра хроники снятой в нацистских концлагерях Генри Форд уже не смог оправиться от произошедшего обширного инсульта. Потомки магната приложили много усилий для заглаживания его вины перед еврейским народом, в частности, спонсировали съемки фильма о Холокосте «Список Шиндлера» (1993) режиссера Стивена Спилберга. Уильям Клэй «Билл» Форд-младший на торжественном собрании по случаю награждения его за крупные пожертвования еврейским организациям заявил: «Не может быть никаких сомнений в антисемитизме Генри Форда, но теперь все это — лишь достояние истории».