Один день в раллийной команде. Репортаж с «Шелкового пути»
Ралли-рейд «Шелковый путь» проводится с 2009 года, и победа в нем считается очень престижной, потому что это главная и самая сложная гонка на территории Евразии — экипажам нужно изо дня в день справляться с сотнями километров коварного маршрута. Грунт, пыль, песок, водные преграды, хитрые навигационные точки — в любую секунду можно потерять все или оказаться лучше остальных. Поэтому «Шелковый путь» неизменно собирает лучших спортсменов, которые бросают вызов и себе, и соперникам — в этом году дистанция ралли увеличена почти до 5,3 тысяч километров, а на старт вышло 98 участников.
Поклонники автоспорта, которые смотрят Формулу 1, помнят кадры, как на каждом пит-стопе машину облепляют механики, словно саранча, за 2 секунды меняют колеса и отправляют ее дальше на трассу. Десятки человек, красивые моторхоумы и начищенные грузовики — это все стоит огромных денег. Бюджет важен и в ралли-рейдах, но здесь многое решает то, насколько четко в команде отлажена работа и подобраны правильная техника, запасные части и даже топливо. Как устроен коллектив G-Drive Racing на марафоне «Шелковый путь»?
Техника
Звезды гонок — Анастасия Нифонтова и Роман Русинов, который в этом году дебютирует в ралли, выступают на «Шелковом пути» на мотовездеходах Can-Am Maverick X3. Двухместное багги — это каркас из стальных труб, на который навешены пластиковые панели, лобовое стекло и двери. Без «кузовных» деталей в ралли-рейдах пришлось бы непросто — экипажам необходимо преодолевать броды, грязевые участки, летят камни, кругом — куча пыли. Разумеется, кондиционера тут нет, поэтому в условиях жары (а на этом «Шелковом пути» температура воздуха достигает 40 градусов) гонщикам и штурмананам приходится очень сложно.
Сзади установлен трехцилиндровый двигатель объемом 0,9 литра с турбонаддувом. Трансмиссия у багги — полноприводная, с подключаемой передней осью, а вместо коробки передач — клиноременный вариатор. Совсем нетипично для гоночной техники! По словам гонщиков, в жару вариатору приходится туго, ремень начинает проскальзывать, поэтому иногда приходится сбрасывать скорость, чтобы не «убить» узел раньше времени.
Несмотря на скромную по гоночным меркам мощность (порядка 150 лошадиных сил), багги легко преодолевают сложные участки из-за небольшой массы и огромных ходов подвесок — они превышают 50 сантиметров! Поэтому популярность зачета T3, куда попадает подобная техника, из года в год растет.
В тесном кокпите установлены два гоночных кресла, съемный руль и приборы, с которыми работает штурман. Это предоставляемые организаторами устройства для навигации, где высвечивается курс и расстояние до нужных контрольных точек, а также «терратрипы» — два счетчика пробега, без которых немыслимо ни одно ралли.
Люди
Анастасия Нифонтова — без преувеличения, легенда ралли-рейдов. Двукратная обладательница Кубка мира по кросс-кантри ралли, первая в мире женщина, которая добралась до финиша «Дакара» на мотоцикле в зачете, где запрещена любая помощь механиков!
В прошлом году Анастасия окончательно сменила мотоциклетный руль на автомобильный — пересела на багги Can-Am Maverick зачета Т3 и сходу стала вице-чемпионкой России по ралли-рейдам, причем до итоговой победы ей не хватило всего 4 очка! Так что Нифонтова — это серьезный боец не только на двух колесах.
В правом гоночном «ковше» багги по имени «Крош» сидит штурман Анастасии Нифонтовой, Екатерина Жаданова. Какую она выполняет роль, помимо непосредственно навигации?
«С Катей мы выступаем уже третий год, нашли общий язык и понимаем друг друга без слов. Конечно, ее основная задача — это следить за маршрутом и таймингом, потому что получим штраф, если приедем на пункт контроля времени не в указанную минуту. А на длинных дорожных секциях мы болтаем обо всем, а я ее постоянно прошу что-то мне передать — то воду, то энергетический батончик, то и вовсе таблетку», — Анастасия Нифонтова, G-Drive Racing.
А Екатерина Жаданова рассказала нам непосредственно о том, чем занимается штурман.
«В первую очередь я слежу за маршрутом, сверяюсь с дорожной книгой, говорю Насте, куда нужно свернуть и сверяю пробег, чтобы оказываться в правильных точках. В случае каких-либо поломок мы вместе крутим гайки, было дело, что кардан снимали прямо в поле», — Екатерина Жаданова, G-Drive Racing.
С багги Нифонтовой работают два механика — по регламенту допускается и больше, но все упирается в дополнительные расходы. Муж Анастасии выполняет роль менеджера и также поделился, чем он занимается в команде.
«Команда состоит из пилота и штурмана, есть механики, есть гоночная машина, техничка, автомобиль, который развозит всех по гостиницам (когда в этом есть необходимость). И нужно все связать воедино, чтобы все эти разрозненные части работали — заказать запчасти, шины, организовать проживание, питание вне бивуаков, правильно посчитать логистику. Вот в этом и состоит моя роль — своего рода, дирижер нашего оркестра», — Антон Гаврилов, менеджер G-Drive Racing.
Техничками с утра до вечера также управляют механики — они сопровождают «боевые» экипажи, следуя от старта до финиша по дорогам общего пользования, а вечером на бивуаке им необходимо обслужить машину. «Наши «Маверики» классно едут, отлично справляются с бездорожьем, но нужно понимать, что это не спортпрототипы класса Т1, не гоночные грузовики, а, по сути, стандартная техника с небольшими улучшениями, поэтому каждый вечер нам приходится проводить множество операций, чтобы машина была готова наутро к следующему этапу», — Роман Цупканов, механик G-Drive Racing.
Как все происходит?
После прохождения спецучастка экипажи возвращаются на бивуак, далее механики отгоняют машины на мойку в отдельную зону, затем — в зону дозаправки, где стоит бензовоз сети АЗС «Газпромнефть», топливного партнера ралли «Шелковый путь». Здесь заправляют гоночные грузовики, мотоциклы, легковые внедорожники и багги, которые, к слову, используют разные типы топлива G-Drive.
Дело в том, что резервуар для заправки поделен на 5 частей и имеет 5 независимых раздаточных колонок, поэтому можно заправлять сразу несколько автомобилей, использующих разное топливо. Это сильно экономит время и облегчает жизнь механикам всех команд.
Вообще, на плечи механиков и технических специалистов ложится огромная и невидимая для многих работа, которая начинается задолго до старта ралли. Автомобиль, багги или мотоцикл сначала необходимо подготовить, продумать и загрузить необходимое количество запасных частей, расходников и шин — не будешь же искать радиатор или приводной вал на импортную технику прямо «в полях».
Затем все необходимо привезти, разгрузить, поставить шатры, выпустить технику на старт и… нет, не отдохнуть, а снова все собрать и поехать вдоль маршрута, чтобы быть наготове в случае каких-либо поломок. Так называемые «боевые технички», которые едут прямо по дистанции спецучастка, используют обычно заводские топ-команды, а все остальные могут получить техпомощь только уже на дорожных секциях. Если все прошло хорошо, то механики мчатся на следующий бивуак и начинают готовить площадку. И так — день за днем.
Лучший сценарий для механиков — это когда техника не была повреждена в ходе прохождения спецучастка. Но все равно работы хватает — необходимо ежедневно проводить осмотр и текущие операции. И занимает это минимум 2-3 часа. А в случае серьезных поломок или аварий суровые парни с гаечными ключами могут не спать всю ночь.
«Каждый день мы проводим осмотр, баллончиками со специальной жидкостью обрабатываем нагруженные места, чтобы выявить наличие усталости металла или трещин, все резьбовые соединения обязательно протягиваются динамометрическим ключом, все продувается сжатым воздухом и чистится, меняем фильтры. Раз в 2 дня — замена масла, также превентивно меняем и приводные валы. Меньше всего, как ни странно, проблем с двигателем — и это, в том числе, заслуга высокотехнологичного топлива G-Drive 100. С появлением партнера в лице G-Drive у нас наконец-то пропала головная боль по поводу бензина — не нужно ничего привозить с собой, рассчитывать расход и так далее», — Роман Цупканов, механик G-Drive Racing.
130-литрового бака багги Can-Am хватает примерно на 250 километров в «боевом» режиме, поэтому, если спецучасток оказывается длиннее, то организуется дозаправка в так называемой зоне нейтрализации. Доставку топлива также организует партнер «Шелкового пути», сеть АЗС «Газпромнефть», и это не только облегчает участие командам, но и не позволяет соперникам «химичить» с горючим. А мобильная лаборатория регулярно отбирает пробы для тестирования, чтобы убедиться в соответствии топлива самым высоким стандартам и его стойкости при использовании в условиях экстремальных нагрузок. Как работает эта лаборатория, мы расскажем отдельно. Не пропустите — это интересно!
Реклама, ПАО «Газпром Нефть», токен 4CQwVszH9pUiL79xcd8