Параллельный импорт авто оказался под угрозой. Как и цены на машины

Параллельный импорт исчезнет

Утилизационный сбор собирается со всех автомобилей, впервые вводимых в эксплуатацию на территории России. При этом отечественным автопроизводителям данный сбор компенсируется, так что он в теории не должен влиять на стоимость машин. А вот на себестоимости иномарок он определенно отразится.

Помимо повышения сбора как такового, новые правила сильно ограничивают ввоз машин физическими лицами с целью перепродажи. До сих пор гражданин России мог приобрести машину у другого гражданина РФ или у жителя одной из стран Таможенного союза и заплатить за нее льготную ставку в размере 3,4 тыс. руб. утилизационного сбора, после чего перепродать в России другому лицу напрямую или через автосалон, выступающий в данном случае в роли комиссионного.

Новые правила прямо запрещают уплату льготного утильсбора для физических лиц, которые либо в течение 12 месяцев перепродают свой автомобиль, либо ввозят в Россию более одной машины в год. В настоящий момент, таким образом ввозится основная часть автомобилей по так называемому параллельному импорту, то есть с растаможкой через оформление СБКТС — Свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств, выдаваемых физическим лицам, подтверждает основатель компании «Rucars электромобили» роман Рассудков.

Альтернативный путь оформление юрлицом Заключений об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС) до сих пор не пользовался существенной популярностью, признает вице-президент Ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) Вячеслав Жигалов. По его словам, это фактически исключит возможность для параллельного импорта машин и приведет к общему подорожанию автомобилей в 2023 году на одну треть (с учетом уже произошедшего падения курса рубля).

«Ввоз и оформление машин по схеме ЗОЕТС является достаточно сложным в сравнении с СБКТС, но поставки по последней схеме упадут кратно. Поэтому сейчас все дилеры считают, как теперь завозить машины. По приблизительным оценкам, цены придется поднять на 500-900 тыс. руб., если речь идет о параллельном импорте», — говорит Жигалов.


Фото: Shutterstock

Машины подорожают, но есть один плюс

По словам Рассудкова, новые правила ввоза отразятся на двух действующих схемах.

Так, большинство дилеров завозит машины за свой счет, и теперь им придется платить утильсбор в полном объеме, а это неминуемо скажется на стоимости ввозимых по параллельному импорту автомобилей.

Второй способ позволяет обойти повышение утильсбора. Это поставка автомобиля под заказ: если для покупателя в России это первое приобретение машины за последний год, а объем двигателя меньше трех литров, то льготная ставка утильсбора в размере 3 400 руб. для него сохраняется.

Но в этом случае отпадают полулегальные схемы поставок машин через страны Таможенного союза с промежуточной постановкой автомобилей на учет в этих государствах.

«В Белоруссии обнулен НДС на электромобили, а в Киргизии занижают стоимость машины, от которой считается ставка таможенной пошлины. Теперь придется выбирать — таможить машину в России и платить полную пошлину и НДС, но экономить на утилизационном сборе или продолжать таможить через Беларусь и платить в России утильсбор в полном объеме. В любом случае цена электромобиля из Китае вырастет примерно на 300 тыс. руб.», — подсчитал Рассудков.

Основатель проекта «Автомаркетолог» и бывший президент РОАД Олег Мосеев при этом считает, что популярность поставок машин под заказ может с новыми правилами вырасти.

При этом, по мнению Жигалова, прикрытие подобных «серых» схем является единственным плюсом от изменений правил уплаты утильсбора. Теперь, все автодилеры окажутся в примерно равных условиях, подчеркивают в РОАД.

Фото: Shutterstock


Фото: Shutterstock

Дилеры просят отсрочки

Несмотря на некоторые позитивные моменты, дилеры считают повышение утильсбора преждевременным. В РОАД уже направили письмо на имя премьер-министра Михаила Мишустина с предложением отложить повышение утильсбора до момента, когда объем рынка новых автомобилей в России вернется к показателям 2021 года и составит 1,6-1,7 млн штук в год.

По мнению Мосеева, отсрочка должна составить 1,5 — 2 года. До этого момента АвтоВАЗ и другие компании не смогут удовлетворит спрос на автомобили.

«У них очереди на покупку машин — это сейчас их главная проблема», — заявил Мосеев о ситуации с брендом Lada.

По словам Жигалова, дилеров беспокоит не только уничтожение параллельного импорта, но и сокращение официальных поставок новых машин из Китая.

«Крупные китайские автопроизводители сокращения поставок в Россию почти не заметят. А вот российские автосалоны могут из-за этого просто разориться», — говорит Жигалов. По его мнению, официальные дистрибьюторы, поставляющие машины из Китая, смогут некоторое время сдерживать цены, но в итоге они все равно вырастут, что может привести к тому, что во втором полугодии 2023 года продажи новых машин упадут даже относительно 2022 года.

Фото: Автомир


Фото: Автомир

Подорожает в первую очередь премиум

Более всего, а именно в 3,7 раза, увеличился утилизационный сбор на ввоз автомобилей с объемом двигателей от 3,0 до 3,5 литров. Сбор с машин с моторами объемом 3,5 литра также увеличился и теперь может составлять до 1,2 млн руб.

При этом важно отметить, что в легковом сегменте в России сейчас не выпускаются и даже не собираются автомобили с объемом мотора от трех литров. Более того, таких премиальных машин почти не поставляют даже из КНР официальные импортеры. К примеру, премиальный седан Hongqi H9 в России предлагается с двухлитровым турбированным двигателем, напоминает Рассудков.

По его словам, новые ставки утилизационного сбора ударят в первую очередь по желающим купить европейский премиальный автомобиль, ввезенный по параллельному импорту.

«BMW X5 сейчас можно было купить по цене от 15 млн руб. минимум. Прибавьте 1,2 млн. И это речь о базовой комплектации. Аналог от китайского бренда будет стоить до 10 млн руб.», — подсчитал Рассудков.

С ним согласен Жигалов, который отмечает, что единственным объяснением роста утильсбора на машины данной категории может быть желание государства получить деньги на помощь отечественному автопрому. Иными словами, те самые 1,2 млн руб. утильсбора с BMW будут направлены на поддержку российского автопрома.

Фото: Autonews.ru


Фото: Autonews.ru

О том же говорит и независимый аналитик в области автопрома Владимир Беспалов. По его мнению, Минпромторг считает возможным найти средства для помощи российскому автопрому за счет покупателей премиальных машин.

Наконец, того же мнения придерживается основатель проекта «Автомаркетолог», Олег Мосеев. Он полагает, что прибавка в 1,2 млн руб. для покупателей машин стоимостью 15 млн руб. не будет критичной, зато государство на этом сможет заработать.

Председатель Госдумы предложил пересадить депутатов на российские машины

«Авторынок начал восстанавливаться». 6 главных выводов по итогам полугода

Дилеры снизили цены на Lada Vesta после предупреждения АвтоВАЗа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *