На примере Honda. Как ушедшие автобренды продолжают продажи в России

Мировые автоконцерны все чаще скрывают свою причастность к продажам автомобилей, поставляемых по параллельному импорту в Россию. Это делается из-за опасения санкций. При этом на деле машины известных брендов купить становится все проще, в том числе с гарантией и поддержкой, похожей на ту, что ранее оказывалась по линии официального представительства.

Случай с Honda

Также в конце июня питерский дилерский холдинг «Звезда Невы» объявил о возобновлении официальных продаж автомобилей Honda. Новость вызвала большой резонанс: в российском представительстве ООО «Хонда Мотор РУС» поспешили выступить с опровержением, заявив агентству ТАСС, что машины марки из Китая по параллельному импорту завозит независимая компания ООО «Мотор-Плейс», которая никакого отношения к корпорации Honda не имеет.

При этом важно отметить, что «Мотор Плейс» не просто зарегистрирована по тому же физическому адресу в Москве, что и «Хонда Мотор Рус». На официальном сайте марки Honda в России в разделе правовой информации «Мотор Плейс» называется субдистрибьютором, а ввезенные по параллельному импорту автомобили рекламируются на главной странице как машины, продаваемые подержанными, но с фирменной гарантией.

Полный список таких машин можно найти на официальном российском сайте Honda в разделе подержанных машин в наличии у официальных дилеров. На момент написания заметки таковых значилось 104 штуки (и еще три действительно «бэушные» машины с пробегом).

Honda CR-V
(Фото: dongchedi.com)

Новая схема

Honda стала одним из первых мировых автоконцернов, кто официально объявил об уходе из России. Точнее, марка делала такие заявления регулярно, начиная с 3 сентября 2015 года. Тогда было объявлено, что отныне дилеры должны самостоятельно заказывать машины с иностранных заводов, а работа представительства сворачивается.

Позднее компания еще несколько раз объявляла об уходе своего автомобильного подразделения с российского рынка, в последний раз — в марте 2022 года. Однако ООО «Хонда Мотор РУС» все еще функционирует. А уже упомянутое ООО «Мотор Плейс» было зарегистрировано в августе прошлого года.

Все автомобили Honda, которые сейчас поставляются из Китая, оформляются по Свидетельствам о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) — это не официальный и даже не настоящий параллельный импорт, а схема, по которой машины как правило ввозятся физическими лицами.

Эту же схему как правило используют и дилеры, которые сейчас неофициально завозят в Россию иномарки, такие как Toyota, Nissan, BMW или Volkswagen. Разница в случае с Honda в том, что дилеры делают это не самостоятельно, а при посредничестве субдистрибьютора и с едиными условиями гарантии. Эти условия неотличимы от тех, что предоставляла сама Honda на свои подержанные автомобили.

Honda Odyssey

Honda Odyssey
(Фото: dongchedi.com)

Поставки полюбили тишину

Так, в Европе только недавно приняли новые санкции, запрещающие поставки в Россию автомобилей с объемом двигателя более 1,9 литра. При этом концерн Volkswagen, чьи самые популярные модели имеют моторы меньшего объема, еще в 2022 году прекратил официальные поставки, а зимой 2023 года грозил своим китайским дилерам наказанием за отгрузки машин российским партнерам по каналам параллельного импорта. Это не мешает тому, что автомобили Volkswagen из Китая и сейчас можно найти в российских автосалонах.

Другой источник в одной из автомобильных компаний объясняет продажу китайских машин под российскими брендами именно санкциями. Условно, китайские концерны JAC или FAW всегда могут сказать, что автомобили «Москвич 3» или Lada X-Cross 5 только похожи на китайские JAC JS4 или FAW Bestune T77, но являются самостоятельными продуктами российского автопрома.

Honda Accord

Honda Accord
(Фото: dongchedi.com)

Какие автомобили продает в России Honda

В настоящий момент модельный ряд Honda в России насчитывает семь моделей, все они представлены на официальном сайте автопроизводителя как подержанные, но без пробега и с гарантией 3 года или 100 тыс. км. пробега. Машины распределены между пятью дилерскими холдингами из которых у четверых автосалоны расположены в Москве и области, а пятый находится в Санкт-Петербурге.

Речь при этом идет о машинах, которые никогда ранее официально в России представлены не были. Это либо модели, которые на наш рынок не поставлялись, либо новые поколения известных машин, таких как Honda Civic.

Цены нельзя назвать демократичными. Самым дешевым является кроссовер Honda Vezel. По габаритам и характеристикам это аналог Hyundai Creta, а из нынешних моделей на рынке — «Москвич 3». При этом за Honda просят минимум 3,44 млн руб. против чуть более 2 млн за «Москвич».

Honda Vezel

Honda Vezel
(Фото: dongchedi.com)

За более крупный CR-V 2023 года выпуска просят минимум 4,89 млн руб. при том, что китайские аналоги у официальных дилеров в России сейчас выставлены по цене почти вдвое дешевле.

Ну, а самым дорогим оказался минивэн Odyssey — он обойдется минимум в 6,6 млн руб.

Помимо упомянутых машин, у дилеров представлены еще четыре модели, включая известные Civic и Accord и относительно экзотические для России ZR-V и UR-V.

Honda не признается

По мнению экспертов, поставки автомобилей по схеме с единым субдистрибьютором не могут считаться доказательством полноценного возвращения бренда на российский рынок. Скорее речь идет о попытках сотрудников российского представительства найти себя в новых рыночных реалиях.

По словам учредителя компании «Автомаркетолог» Олега Мосеева, боссы Honda в Японии могут и не знать о местной инициативе сотрудников в России.

«Я уверен, что сама Honda не имеет к этому отношения. Для них рынок США очень важен, и рисковать из-за пару сотен проданных в год в России автомобилей они не будут», — считает эксперт.

Honda ZR-V

Honda ZR-V
(Фото: dongchedi.com)

С ним согласен и независимый аналитик в области автомобильного бизнеса Владимир Беспалов. По его мнению, логично, что параллельными поставками занимаются те же люди, кто раньше делал это официально. При этом эксперт отметил, что с развитием рынка параллельного импорта будет наблюдаться консолидация игроков, которую мы видим и в данном случае.

«То, что теперь не каждый автосалон везет машины самостоятельно, а наблюдается некоторое укрупнение логистического бизнеса выглядит логично. И то, что это делают некие новые юрлица тоже объяснимо. Можно бесконечно играть в кошки-мышки, но когда число посредников велико, то ловить каждое ООО за нарушение санкций бесполезно», — считает эксперт.

При этом Беспалов прогнозирует, что параллельный импорт в России, в том числе и через централизованного дистрибьютора — явление временное. По мнению эксперта, в ближнесрочной перспективе дефицит на рынке будет компенсирован за счет развития локального производства, а в обход санкций продолжат поставлять только нишевые люксовые машины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *