В России изменятся правила получения водительских прав. Подробности
Иностранные права нужно поменять на российские за год
Согласно обновленному тексту законопроекта, иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут признавать недействительными в России по истечении одного года со дня легализации в России — получения ВНЖ или статуса гражданина. Требование таким образом распространяется и на россиян с иностранными правами, которые те, к примеру, оформили во время длительного нахождения заграницей. Эти документы россиянам также придется заменить.
Согласно КоАП, если автомобилист будет ездить с недействительными правами в России, ему грозит серьезный штраф.
При этом в случае с Белоруссией есть нюанс: водительское удостоверение на придется менять, если речь идет о гражданах России или Белоруссии, у которых есть права белорусского образца.
Есть и еще одно исключение: заменить национальные права на российские без прохождения экзаменов, обучения и предъявления медсправок смогут сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в России и члены их семей. А также сотрудники международных организаций и их представительств, аккредитованных при МИД России.
Чтобы получить категорию B нужно сдать теорию
Выдавать российские национальные водительские удостоверения на основании иностранных национальных прав наиболее популярных категорий («М», «А», «В» и подкатегорий «А1», «В1») будут после успешной сдачи теоретического экзамена. То есть, таким водителям достаточно будет выучить билеты ПДД и пройти «теорию» на компьютере. Сдавать практику в ГИБДД таким водителям не придется. Важно, что права получится получить только при наличии медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами.
Какие права можно обменять без сдачи экзаменов и обучения
Обладатели водительских удостоверений определенных категорий права можно будет обменять без прохождения соответствующего профессионального обучения и без сдачи экзаменов (пройти медосмотр при этом все равно придется).
- Например, права категории «M» (мопеды) с любым видом трансмиссии можно получить при наличии любой категории прав;
- подкатегорию «A1» (мотоциклы с мотором объемом до 125 см3) можно открыть при наличии права на управление транспортными средствами категории «А» (мотоциклы);
- подкатегории «B1» (трициклы и квадрициклы) — при наличии права на управление транспортными средствами категории «В»;
- подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа — при наличии права на управление транспортными средствами категории «А».
Еще одна ситуация: автомобилист автоматом получит права категории «ВЕ» (легковой автомобиль с прицепом) если у него уже открыты права категории «B» (легковые автомобили) или «СЕ» (грузовик с прицепом), или категории «DE», или подкатегории «C1E», или подкатегории «D1E». Но только при наличии стажа от одного года.
Зачем нужны такие изменения и как они повлияют на автомобилистов
Необходимость усиления контроля за водителями с иностранными правами авторы документа объяснили высокой частотой ДТП, в которые попадают обладатели иностранных водительских прав. В том числе при управлении пассажирским и грузовым транспортом. Cогласно тексту пояснительной записки также наблюдается высокий риск совершения аварий по вине водителей с иностранными правам с небольшим стажем — менее двух лет. Ужесточение должно закрыть и еще одну лазейку: так, как указывают авторы документа, зачастую получившие гражданство России водители не меняют свои национальные права, так как они действуют бессрочно и, соответственно, не проходят медосмотр. Теперь же при обмене прав автомобилисты обязаны будут пройти полное обследование и, если врачи обнаружат какие-либо противопоказания к управлению, их придется сначала устранить и только потом садиться за руль.
Таким образом, как предполагается, такие изменения должны положительно отразиться на ситуации с безопасностью на дорогах и снизить количество ДТП и тяжесть их последствий.