Дилеры начали задерживать выдачу оплаченных машин. В этом винят хакеров
Задержка коснулась китайских машин
О том, что дилеры стали задерживать выдачу автомобилей клиентам в Санкт-Петербурге, первым сообщило местное издание «Фонтанка». Покупатели рассказали изданию, что не смогли сразу забрать оплаченный автомобиль из салона по причине отсутствия действующего ЭПТС. Дилеры подтвердили наличие проблемы в отношении китайских марок автомобилей, включая Changan, Chery, Exeed и Omoda и Haval.
👉 Электронный ПТС: как пользоваться и что с ним не так
Выделить конкретную категорию автомобилей, с которыми возникли проблемы, в РОАД также не смогли. При этом сложности именно у китайских марок можно объяснить тем, что сейчас именно они занимают основную долю импорта новых автомобилей в Россию.
Почему ЭПТС остаются недействительными
Электронный паспорт сразу присваивается ввезенному в Россию автомобилю, однако для того, чтобы он стал действующим, необходимо выполнение ряда условий, пояснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.
«Электронный паспорт транспортного средства получает статус «действующий» автоматически, как только в систему загружаются все сведения о таможенном оформлении и об уплате утилизационного сбора. Уточню, что для ввозимых автомобилей контроль уплаты утильсбора также за таможенными органами. Если эти сведения по каким-то причинам задерживаются, то задерживается и присвоение ЭПТС статуса действующий», — говорит Ионов.
Сейчас возможны три основания легализации ввезенного автомобиля в России и получения на него ЭПТС. Официальные импортеры проводят их сертификацию и получают одобрение типа транспортного средства — ОТТС. Физические лица оформляют СБКТС — свидетельства о безопасности конструкции, которые выдаются многочисленными частными компаниями.
Наконец, с 2022 года существует и третий путь — получить единичное заключение о безопасности машины (СБКТС) в институте НАМИ. Этот способ задумывался для того, чтобы дилеры смогли ввозить машины по параллельному импорту без официального дистрибьютора и получения ОТТС. На деле, некоторые китайские марки начали ввозить в Россию машины именно по заключениям от НАМИ.
👉 Зачем нужен ЭПТС и когда его придется оформлять самому: инструкция
«В последнее время участились запросы от физических лиц — потенциальных владельцев транспортных средств Changan, а также дилеров указанной марки, о возможных сложностях с оформлением электронных паспортов транспортных средств на приобретенные ими автомобили», — говорится в официальном сообщении НАМИ.
О сбое в работе единой информационной системы Федеральная таможенная служба действительно сообщала еще 10 апреля. Без получения данных от таможни об автомобиле его ЭПТС не станет действующим.
Человеческий фактор
По мнению Ионова, нельзя исключать и сбоев из-за ошибок, допускаемых самими импортерами.
«По каждому конкретному случаю, каждой конкретной партии причины задержек могут быть разными. Нельзя исключать и простого человеческого фактора. Сейчас на рынок вышло много новых брендов из Китая, и им может просто не хватать опыта в правильном оформлении всех документов», — считает Ионов.
Такую возможность допускают и в РОАД, отмечая, что весной 2023 года наблюдается значительное увеличение числа автомобильных марок и моделей машин, которые проходят таможенное оформление. Так, с начала 2023 года о выходе на российский рынок объявили китайские бренды Jetour, Livan, VGV, а машины брендов Kaiyi и BAIC теперь выпускаются на калининградском заводе «Автотор».
Кроме того, уже существующие бренды значительно расширили модельный ряд для России. Тот же Changan с начала 2023 года вывел на российский рынок уже пять новых моделей. Все они импортируются в Россию, а значит и проходят таможенное оформление.