Где вести блог: 10 удобных платформ
Конструкторы блогов
С помощью одного из этих сервисов вы сможете запустить свой блог как отдельный сайт с выбранным дизайном и уникальным адресом. Уметь программировать для этого совсем не обязательно. Вам не будут навязывать, на какие темы можно создавать контент, а на какие — нет. Но приготовьтесь к тому, что такой блог сложнее продвигать, а за многие функции конструктора придётся платить.
1. WordPress
- Сторонние хостинги: поддерживаются.
- Стоимость: бесплатно или от 590 рублей в месяц.
Гибкая платформа, которая отлично подойдёт как для новичка, так и для профессионала. Создать и оформить простой блог можно за несколько элементарных шагов. В каталоге WordPress найдётся огромное количество легко настраиваемых тем на любой вкус. А если вы знаете основы веб‑программирования, то сможете изменять дизайн и функциональность блога почти без ограничений.
Базовые возможности платформы, включая домен вида адрес_сайта.wordpress.com и 1 ГБ для хостинга, доступны бесплатно. Но в сервисе также есть тарифы, которые открывают доступ к продвинутым опциям — вплоть до расширения функциональности за счёт различных плагинов. Использование движка WordPress на своём хостинге полностью бесплатно.
WordPress →
2. Ghost
- Сторонние хостинги: поддерживаются.
- Стоимость: бесплатно или от 11 долларов в месяц.
Это хорошая альтернатива WordPress, которую можно использовать как готовую платформу с шаблонами или на своём отдельном хостинге. Система довольно проста в использовании — личный блог получится запустить всего за несколько минут.
Разобраться в базовом наборе инструментов будет легко даже новичку, но профессионал сможет детально настроить Ghost под свои нужды. Для этой системы регулярно появляются новые темы оформления и модули расширения. В официальном магазине можно найти шаблоны в большом количестве стилей, часть из которых доступна бесплатно.
Для старта достаточно зарегистрироваться, выбрать шаблон и настроить его с помощью визуального редактора. Изначально адрес блога будет выглядеть как ваше_имя.ghost.io. Чтобы получить возможность подключения своего домена, больше места для хостинга, инструменты аналитики и другие дополнительные преимущества, нужно перейти на платный тариф.
Ghost →
3. Tilda
- Сторонние хостинги: поддерживаются только в рамках тарифа Business.
- Стоимость: бесплатно или от 750 рублей в месяц.
Сервис позволит вам быстро собрать и настроить блог с уникальным дизайном. Для этого нужно лишь добавлять и кастомизировать специальные блоки. Каждый из них представляет собой отдельный функциональный элемент: фотогалерею, меню, список страниц и так далее. Чтобы вы не начинали с чистого листа, в Tilda доступны симпатичные шаблоны. По умолчанию и без денежных затрат пользователь получает домен вида адрес_блога.tilda.ws.
Бесплатный план предоставляет всего 50 МБ места на сервере и не позволяет добавить больше 50 страниц в блог. Чтобы смягчить ограничения, получить возможность подключения собственного домена, а также полный доступ к огромной библиотеке блоков, нужно перейти на платный тариф.
Tilda →
4. Blogger
- Свой хостинг: не поддерживается.
- Стоимость: бесплатно.
Эта платформа, принадлежащая Google, очень проста в использовании. Вы можете создать и настроить блог под свои нужды за считаные минуты. Хостинг и домен вида адрес_блога.blogger.com сервис предоставляет бесплатно, также можно подключить своё доменное имя.
Настройки внешнего вида и функциональности блогов здесь ограниченны. К вашим услугам лишь небольшое количество тем и относительно простой редактор, хотя знания HTML и CSS позволят сделать дизайн более‑менее уникальным. Также пользователю доступна подробная статистика посещений. Расширять возможности блога с помощью надстроек и плагинов нельзя.
Blogger →
Социальные платформы
Создать и вести блог на этих площадках можно совершенно бесплатно. Более того, большинство из них предлагает встроенные инструменты для заработка. А системы рекомендаций и социальные функции могут значительно упростить продвижение вашего контента. С другой стороны, вам придётся считаться с правилами этих платформ и быть готовым к тому, что в любой момент вас могут забанить.
1. Яндекс.Дзен
- Встроенная монетизация: присутствует.
Главное преимущество «Яндекс.Дзена» в том, что автору блога не нужно вкладывать деньги в продвижение. Если создавать контент, который соответствует требованиям площадки, алгоритм будет автоматически рекомендовать его потенциально заинтересованной аудитории.
Кроме того, автор может подключать к своему блогу блоки с рекламой и партнёрскими ссылками. При большом количестве посещений эти инструменты могут приносить ощутимый доход.
С другой стороны, на «Дзене» очень высокая конкуренция за читателей. А правила площадки весьма размыты, из‑за чего их сложно соблюдать. К тому же алгоритм постоянно меняется и может вести себя непредсказуемо. Придётся потратить немало времени, прежде чем вы поймёте все тонкости платформы.
«Яндекс.Дзен» →
2. Telegram
- Встроенная монетизация: отсутствует.
Телеграм‑каналы давно стали полноценными блогами. Возможностей сервиса достаточно для публикации коротких заметок, видео или изображений. Если же вы планируете писать лонгриды, можете использовать отдельный текстовый редактор Telegraph, разработанный специально для этого мессенджера.
Telegram — одна из немногих социальных платформ, контент на которых распределяется без помощи алгоритмов. Другими словами, система не будет решать, какие ваши публикации показать подписчикам, а какие — нет. Все записи отображаются в хронологическом порядке. Поэтому процесс продвижения блога в Telegram гораздо более прозрачный.
Telegram →
3. YouTube
- Встроенная монетизация: присутствует.
История видеоблогинга началась с YouTube, и сервис до сих пор сохраняет лидерство в этой сфере. Во‑первых, он располагает огромной аудиторией, лояльной к видеоконтенту. Во‑вторых, YouTube позволяет авторам зарабатывать. Автоматизированная система монетизации в России недоступна, но многие компании сотрудничают с авторами напрямую, создавая рекламные интеграции.
YouTube →
4. ВКонтакте
- Встроенная монетизация: присутствует.
За последние годы команда «ВКонтакте» добавила много нововведений для авторов. К примеру, появилась специальная система защиты от воровства контента, а уникальные публикации получают приоритет в ленте новостей. Кроме того, на платформе есть удобные инструменты для продвижения и монетизации блогов. Авторам позволяют зарабатывать на платных подписках.
Соцсеть предлагает два варианта для блогинга. Если вы хотите развивать личный бренд, публикуйте контент прямо на своей странице. Если желаете вести блог от лица компании или организации, создайте и продвигайте сообщество. Кроме того, авторам доступны разные форматы: изображения, видео, тексты любой длины, опросы и даже плейлисты с легальной музыкой.
Из минусов можно отметить порой непредсказуемое поведение алгоритмов и негативное отношение системы к внешним ссылкам. Так, публикации, ведущие на сторонние сайты, собирают гораздо меньше просмотров.
«ВКонтакте» →
5. Tumblr
- Встроенная монетизация: отсутствует.
Былая популярность Tumblr давно прошла, но на эту платформу обратили внимание люди из поколения зумеров. Поэтому сейчас сервис привлекает новых пользователей как альтернатива другим наскучившим площадкам.
Tumblr используют блогеры для размещения коротких текстов, визуального контента и ответов на вопросы читателей. Инструменты сервиса позволяют детально настраивать внешний вид страниц и делать их уникальными. Блог на Tumblr при желании можно превратить в персональный сайт с личным доменным именем.
Tumblr →
6. LiveJournal
- Встроенная монетизация: отсутствует.
Этой текстовой площадке уже давно пророчат гибель, но её по‑прежнему продолжают использовать для ведения блогов. Главное преимущество LiveJournal для автора — в социальной составляющей. Блог, созданный на платформе, становится частью большого сообщества и хорошо индексируется поисковиками. Как результат — авторы получают дополнительные инструменты для привлечения новых читателей.
LiveJournal →
Этот материал впервые был опубликован в октябре 2014 года. В июне 2023‑го мы обновили текст.