«Единственный рычаг — возврат в Россию». От Renault потребовали ₽8,5 млрд
Российские дилеры Renault потребовали от французской компании компенсировать им 8,5 млрд руб. за уход бренда из страны. В такую сумму руководители бывших официальных автосалонов Renault оценили свои общие потери после того, как компания покинула Россию и продала свои активы за 1 евро российской стороне. Компания тогда также лишилась своей доли в АвтоВАЗе, которая достигала 68%.
Почему дилеры Renault в России потребовали 8,5 млрд руб.
В сумму компенсации дилеры, в частности, включили приобретение и аренду объектов недвижимости для автосалонов, расходы на приведение помещений в соответствие стандартам бренда, обучение персонала, взятые кредиты на развитие бизнеса. В упущенную выгоду дилеры также добавили убытки из-за прекращения продажи новых автомобилей и машин с пробегом, затраты на обслуживание автомобилей, которые они вынуждены нести из-за отсутствия поддержки производителя, включая гарантийное обслуживание и ремонт.
Шансы на компенсацию минимальны
По словам одного из бывших топ-менеджеров Renault Group в России (он попросил не называть его имя), единственным возможным рычагом воздействия на головной офис Renault в вопросе выплаты компенсации является как раз опцион обратного выкупа 68% акций АвтоВАЗа.
«Тем не менее, я не уверен, что правительство России поддержит дилеров Renault в этом вопросе», — отметил собеседник.
Он признал, что в текущей ситуации дилеры столкнулись с финансовыми потерями. Однако он также указал, что в похожей ситуации оказались практически все европейские автобренды.
«Обычно заработок дилера складывается из четырех порций: продажа новых автомобилей (базовая комиссия, а также бонус по выбранным критериям от производителя), продажа запасных частей, обслуживание клиентов и торговля подержанными автомобилями. В ситуации с Renault (и рядом других иностранных брендов, которые покинули Россию) первый пункт сейчас приносит «ноль». За исключением серого и параллельного импорта из Китая. Также «ноль» приносит и продажа автомобилей бренда с пробегом. В части обслуживания клиентов и обеспечения гарантии дилеры Renault получают поддержку от АвтоВАЗа в лице «LADA Имидж». Но это, вероятно, приносит им значительно меньше, чем 50% от общий прибыли», — отметил источник.
Таким образом, по его словам, дилеры сталкиваются с финансовыми проблемами из-за постоянных затрат, включая финансовые расходы на обслуживание прошлых инвестиций.
«Тем не менее, я не думаю, что Renault даже ответит», — заявил источник.
Как обслуживанием Renault занялся АвтоВАЗ
До ухода бренда дилерская сеть Renault в России насчитывала порядка 150 дистрибьюторов. За примерно 20 лет работы бренда в России продали около 2,2 млн автомобилей. В апреле 2022 года компания решила продать свою долю в АвтоВАЗе и свернуть бизнес в России. Завод группы Renault в Москве перешел московским властям — там начали выпускать автомобили «Москвич». Выкупить его обратно у бывшего собственника возможности уже нет.
С конца июня 2022 года автомобили Renault начали обслуживать и чинить по гарантии по новой схеме с участием «АвтоВАЗа». Такие договоренности были достигнуты после переговоров дилеров Renault и Тольяттинским автогигантом, который стал правопреемником французского бренда.
«С этими вопросами будут разбираться юристы — в зависимости от того, какую ответственность бренд взял перед своими дилерами, они смогут рассчитывать на выплаты или нет. То есть, в договорах должно было быть прописано, что и в каких случаях Renault обязан компенсировать, а что нет», — сказал эксперт.
В свою очередь, руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков считает, что попытки переговоров дилеров с Renault ни к чему не приведут.
«Компания полностью ушла из России. Никаких компенсаций она выплачивать уже не будет. Дилерам придется признать, что бизнес — дело рискованное. Для них сейчас лучший способ продержаться на рынке — найти новые ниши, сфокусироваться на обслуживании, заняться автомобилями с пробегом или новыми брендами», — сказал Целиков.
С точки зрения автомобилистов — владельцев Renault, по оценкам Целикова, значительных сложностей с обслуживанием сейчас нет. По его мнению, в схожей ситуации сейчас находятся большинство автомобилистов. Так, он отметил, что запчасти сейчас приходят по альтернативным канала и, в зависимости от бюджета автовладельца, они могут найти как оригинальные, так и альтернативные детали, включая китайские аналоги. Сложности, по его мнению, возникают только если машина попадает в серьезное ДТП — тогда ключевые дорогие запчасти придется подождать несколько месяцев.