Предлагается гарантировать авиапассажирам с детьми бесплатный выбор мест в самолете
Госдума рассматривает законопроект, гарантирующий пассажирам с детьми право выбора мест в самолете. Бесплатно. Чтобы никакая электронная программа не смогла разлучить отцов и детей.
Сегодня у многих вошло в привычку регистрироваться на авиарейс онлайн. Это очень удобно. Но нередко самостоятельный выбор мест не входит в стоимость билета. Программа сама определит, куда сесть человеку. Или соглашайся, или доплачивай и выбирай.
По словам авторов внесенной в Госдуму инициативы, сегодня закон, строго говоря, не обязывает авиакомпанию предоставлять родителям место в самолете непременно рядом с ребенком.
Как говорится в пояснительной записке, в настоящее время вопрос совместного размещения на борту воздушного судна родителей и детей в возрасте до 12 лет регулируется Федеральными авиационными правилами. Согласно им, “перевозчик принимает все возможные меры по совместному размещению на борту воздушного судна”.
“Однако само понятие “все возможные меры” не дает безусловное право пассажира с ребенком на совместное размещение на борту самолета, тем более выделение мест, на которых перелет пассажира с ребенком будет максимально комфортным и безопасным, – подчеркивают разработчики проекта. – Понятие “совместное размещение” не раскрыто. Например, по мнению авиакомпаний, это может быть и размещение через проход”.
Понятно, что лучше сидеть через проход, чем в разных концах салона. Но гораздо удобней, когда близкие люди сидят в соседних креслах.
Правда, другие нормы авиационных правил фактически обязывают авиакомпанию использовать все имеющиеся возможности для размещения на борту воздушного судна указанных пассажиров на соседних местах (в том числе посредством изменения мест других пассажиров).
“Однако на практике это зачастую сталкивается с экономической целесообразностью исполнения данной нормы Федеральных авиационных правил, – утверждают разработчики проекта. – Из этой нормы не следует безусловная обязанность перевозчика усаживать ребенка в возрасте от 2 до 12 лет на соседнее место рядом с родителем или иным совершеннолетним лицом, вместе с которым и под надзором которого он совершает перелет”.
Поэтому авторы законопроекта – двое депутатов Госдумы – предложили внести соответствующие поправки в Воздушный кодекс. Согласно им пассажиры с детьми и инвалиды получат право бесплатно выбирать места для авиаперелета при покупке авиабилетов через электронные информационные системы.
“Законопроект позволит исключить саму возможность возникновения ситуации, при которой пассажиры с детьми или люди с ограничениями возможности здоровья и их сопровождающие полетят раздельно”, – уверяют инициаторы проекта.
При этом законопроект не затрагивает случаи, когда билет покупается в день вылета прямо в аэропорту. Как отмечает РГ, если люди будут покупать билеты онлайн в последний момент, когда других мест уже нет, придется довольствоваться тем, что есть. Но тут, как говорится, на нет и суда нет: решение останется за покупателями, садиться так, как придется, или выбирать другой рейс.
“Права других пассажиров ущемляться не будут, так как выбор происходит из свободных мест, – рассказывают авторы инициативы. – В данном случае мы не накладываем каких-либо дополнительных финансовых затрат на авиаперевозчика, а даем право пассажиру самому (на этапе покупки и бронирования) сделать выбор мест, а не автоматизированной системе перевозчика. Вводя норму, когда выбор мест в самолете зависит от воли родителей ребенка, мы идем навстречу пожеланиям миллионов семей, которые ежегодно используют авиационный транспорт и хотят контролировать безопасность и комфорт своих путешествий”.
Впрочем, на законопроект есть и отрицательные отзывы. По мнению критиков, данные вопросы уже достаточно урегулированы. А статистики, как часто на практике авиакомпании разделяют родителей с детьми, нет.
Сторонники инициативы парируют это тем, что реально размер проблемы установить невозможно. Формально раздельный перелет не является прямым нарушением действующего законодательства: прямого запрета нет, административной ответственности не существует. Соответственно, никто не составляет протоколы на авиакомпании, рассадившие близких людей на неблизкие расстояния в салоне. Люди, конечно, могут жаловаться, но их обращения нигде не фиксируются.
В любом случае вопрос, нужны ли специальные поправки в Воздушный кодекс, остается дискуссионным. Так что вокруг проекта ожидаются жаркие споры.